Невроз у ребенка 10 лет симптомы и лечение
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ. полезно прочитать.
Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.
Какие бывают неврозы:
1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.
2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.
3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.
4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).
5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.
6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.
Системные невротические проявления.
7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.
8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.
9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.
10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.
11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.
12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.
13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.
Причины невроза:
Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:
1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.
2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.
3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:
- Длительное недосыпание
- Физические и умственные перегрузки
Невроз у детей: 13 главных симптомов
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
- кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
- ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
- ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.
Что скрывается за понятием детский невроз?
Функциональное расстройство психики, которое развивается в результате длительных эмоциональных переживаний называется неврозом. Эта патология имеет обратимый характер. Детский невроз, к сожалению, далеко не редкость в современном мире. Недуг сопровождается частыми сменами настроения, утомляемостью, вегетативными нарушениями и так далее.
Виды неврозов
Виды неврозов достаточно разнообразны:
- невроз страха;
- невроз навязчивых состояний;
- депрессивный;
- истерический невроз;
- ипохондрический;
- невротическое заикание;
- дыхательный невроз;
- неврастения или астеническая форма;
- анорексия – пищевой невроз;
- невротические тики;
- невротические нарушения сна;
- невротическийэнурез или энкопрез.
Невроз у детей может развиться в любом возрасте – как у ребенка в 2 года, так и у подростков.
Далее будут рассмотрены самые часты формы невротических состояний.
Истерия
Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются в форме истерии. Проявляется данное состояние в падении на пол и ударами ногами или головой о пол, в это время ребенок кричит и плачет.
Не так часто, но встречаются приступы мнимого удушья, которые наблюдаются при отказе выполнять требования малыша или, когда ребенок наказывается. Особенно это распространенное явление у детей 3 лет. В подростковом возрасте истерия может проявляться в сенсорных расстройствах – так называемая истерическая слепота, ухудшение чувствительности рецепторов кожи и слизистых.
Неврастения
Чаще наблюдается у детей 10 лет и подростков. Данное состояние может быть следствием чрезмерных нагрузок в школе, дополнительных занятий, но в большинстве случаев встречается у физически слабых детей. Проявляется в раздражительности, нарушениях сна, плаксивости, неусидчивости, быстрой утомляемости.
Неврозы навязчивого состояния
Этот вид патологии делится на 2 подвида – невроз навязчивых движений и фобии. Однако, встречаются и смешанные формы. Первый подвид чаще возникает у ребенка 4 лет – выражается в непроизвольных вздрагиваниях, шмыганье носом, подергиваниях, движениях кистями, топанье ногами и прочее. Такие явления наблюдаются при психологическом напряжении. Движения непроизвольные и возникают помимо желания малыша. Фобический невроз представляет собой различные страхи – замкнутого пространства, темноты, у детей 7-8 лет могут наблюдаться фобии отвечать у доски и так далее.
Энурез
Ночное недержание мочи. В большинстве случаев этим недугом страдают дети с наследственной предрасположенностью, психотравмирующими факторами, тревогами.
Важно! Физические наказания не решают, а еще больше усугубляют проблему.
После 5 лет ребенок начинает переживать из-за данной патологии, у него падает самооценка, стараясь не допустить неосознанное мочеиспускание, ребенок старается не спать, в результате чего к этому виду невроза присоединяются и другие – плаксивость, фобии, тики.
Пищевой невроз
Выражается в нарушении аппетита – ребенок может очень медленно принимать пищу, долго жевать, срыгивать, отмечается плаксивость во время еды, а также обильная рвота.
В некоторых случаях может иметь место невроз глотки – ребенок не может проглотить пищевой ком, в результате чего возможна рвота или удушающее состояние.
Справка! Непосредственной причиной данной формы невроза может стать насильственная попытка родителей накормить ребенка или сильное перекармливание.
Причины неврозов у детей
Причины развития детских неврозов кроются ранимости детской нервной системы. Психика ребенка еще недостаточно сформирована, дети не имеют опыта реакции на стрессы, и не могут четко сформулировать и выразить свое эмоциональное состояние.
Большим значением в развитии детских неврозов является рост случаев патологического течения беременности и родов, особенно тогда, когда наблюдается внутриутробная гипоксия плода.
Толчком для невроза может стать:
- унаследованная от родителей предрасположенность к нервным заболеваниям;
- стрессы;
- ситуации, которые могут травмировать незрелую детскую психику.
Также запустить механизм развития патологии могут:
- тяжелые заболевания;
- недосып;
- нездоровый семейный климат;
- чрезмерное физическое или психоэмоциональное напряжение.
Кто более подвержен данной проблеме?
Признаки невроза чаще наблюдаются у детей, находящихся в группе риска, это:
- дети 2-5 и 7 лет, поскольку эти периоды имеют специфические особенности – попытка осознать и отстоять свое место в мире и острое реагирование на обстоятельства;
- дети, которые имеют очень выраженную позицию собственного «я»;
- физически слабые дети;
- дети, которые длительное время вынуждены находиться в сложных ситуациях.
Симптоматические проявления
Симптомы патологии во многом зависят от характера ребенка, его воспитания, модели поведения взрослых, которые он имеет перед глазами, а также от типа нарушения психики.
Как проявляется невроз, и на что стоит обратить внимание родителям:
- наличие выраженные детских страхов;
- заикание;
- ступор;
- слезливость и изменение мимики;
- плохой аппетит;
- раздражительность;
- различные нарушения сна;
- ребенок желает находиться в одиночестве, нет коммуникабельности;
- чрезмерная утомляемость;
- высокая внушаемость;
- повышенная чувствительность;
- головные боли;
- нерешительность;
- припадки истерического характера;
- мнительность;
- недержание мочи или кала.
Диагностика неврозов
Крайне важно диагностировать невроз и начать его лечение в раннем возрасте. Диагностические мероприятия проходят в несколько этапов:
- анализ жизни ребенка с психологической точки зрения;
- анализ семейного климата и оценка отношений между ребенком и другими детьми и взрослыми;
- беседа с ребенком в игровой форме, в ходе которой специалист будет задавать специально разработанные вопросы;
- наблюдение за ребенком в процессе игры;
- оценка и анализ рисунка ребенка, по которому можно понять его желания и переживания;
- сбор семейного анамнеза.
Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка
При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше симптомов, родители должны обратиться к педиатру и рассказать о своих опасениях. При подозрении на невроз, детский врач может дать направление к детскому невропатологу, который расскажет чем лечить и выпишет препараты, снимающие головные боли, нормализующие сон и устраняющие раздражительность. Возможно будет назначен массаж, который можно будет получать в специализированных учреждениях или проводить в домашних условиях. Если такое лечение не будет эффективным, потребуется помощь психотерапевта.
Медикаментозное лечение включает в себя прием общеукрепляющих средств, травяных успокоительных настоев или транквилизаторов.
Целью психотерапевтических сеансов является нормализация семейных отношений и отношений родителей с ребенком, во время которых родители приобретают навыки плавильного взаимодействия с ребенком.
Что касается неврологического заикания, то после работы психолога к процессу подключается специалист по дефектам речи, он будет заниматься по собственной методике, которая подразумевает дыхательную гимнастику, лечебный массаж, игровую форму лечения.
Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах
Основным профилактическим моментом, который направлен на предотвращение развития у ребенка невроза является понимание родителями причин, способных дать толчок для подобной патологии. Когда родители будут достаточно осведомлены в этом вопросе, они смогут обращать более пристальное внимание на воспитание ребенка, и сумеют обойти «острые углы» в этом вопросе.
В семье должна быть максимально благоприятная погода для роста и развития ребенка, для этого необходимо:
- адекватно организовывать физические нагрузки для ребенка;
- вовремя лечить возможные заболевания;
- сбалансировать питание;
- следить за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал и спал по ночам;
- организовать правильные воспитательные мероприятия, чтобы сформировать в ребенке сильную личность.
Профилактика неврозов гораздо более проста, чем их последующее устранение.
Для предупреждения развития неврозов не рекомендуется:
- давать ребенку противоречивые установки – за один и тот же поступок то наказывать, то игнорировать,
- высмеивать недостатки ребенка;
- игнорировать вопросы ребенка по поводу ваших собственных поступков;
- пугать ребенка врачами, полицией, детским домом, сказочными героями;,
- сравнивать ребенка с его друзьями, особенно не в пользу вашего ребенка;
- за любую повинность без выяснения причины сразу применять наказание;
- практиковать телесные наказания.
Невроз у ребенка – это ситуация, от которой нельзя отмахиваться, и думать, что все пройдет само собой. Возможно с возрастом проявления неврозов не будут такими яркими, но невротику будет гораздо сложнее адаптироваться к окружающему миру и добиться в нем успеха и самореализации.
Невроз у детей симптомы +11 советов
Дети, как и взрослые, подвержены нервным расстройствам. Нервная система ребенка уже в возрасте нескольких лет может претерпевать психологические неурядицы. Невроз это вполне обратимое расстройство психологического спектра, влияющее на физическое самочувствие человека. Наличие невроза зачастую говорит о том, что в жизни ребёнка имеются потрясения. Неврозы у детей дошкольного возраста часто списывают на появление капризов и различных возрастных особенностей из-за становления личности. Неврозы у старших детей и подростков также могут восприниматься родителями в качестве определенного этапа развития и буйства гормонов. Чтобы понять суть данного заболевания перейдем к рассмотрению вопроса «Невроз у детей симптомы».
Симптомы невроза у детей
Признаки невроза у детей со стороны деятельности ЦНС:
- повышенная чувствительность с проявлениями раздражительности, плаксивости и агрессии;
- постоянная слабость, пассивность;
- чрезмерная боязливость и неоправданная тревога;
- появление заикания, тиков или тремора;
- ночное недержание мочи;
- резкое появление ярко выраженных черт характера;
- нарушение концентрации внимания;
- плохой сон с тревожными пробуждениями.
Как проявляется невроз у детей на физиологическом уровне:
- скачки артериального давления;
- потливость;
- нарушение дыхания;
- жалобы на боли в различных частях тела без явной причины и четкой локализации (зачастую головные боли, боли в желудке и кишечнике);
- явные нарушения работы ЖКТ: вздутие, затрудненное опорожнение кишечника или жидкий стул
- постоянная слабость
Данные признаки невроза у детей помогут в дальнейшей постановке диагноза Детский невроз, однако любые симптомы необходимо рассматривать в совокупности с причинами возникновения заболевания.
Вероятность возникновения и опасность невроза в детском возрасте
Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:
- с наследственной предрасположенностью к нарушениям в работе ЦНС;
- дети, у которых наблюдалась патология процесса внутриутробного развития (например, гипоксия) или родовая травма;
- находящиеся в естественных периодах становления личности;
- подверженные стрессам из-за внешних обстоятельств.
В первых трех случаях приходится бороться лишь с результатами имеющихся стрессовых или паталогических ситуаций. Четвертая же группа характеризуется тем, что невроз у детей симптомы и вероятность возникновения заболевания находятся в непосредственной связи с родительской заботой. В данном случае взрослые могут предупреждать возможные причины неврозов у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста. Назовите фактор способствующий возникновению неврозов у детей чаще всего? Зачастую сюда включаются неправильные действия родителей в процессе воспитания ребенка и в отношениях друг к другу, если их наблюдает ребенок, а также изменения в составе семьи. Кроме того изменения привычной обстановки при переездах и посещении образовательных учреждений могут явиться внешней причиной при появлении неврозов. Физическое и эмоциональное напряжение, заболевания, недосыпание и недоедание – все это также может запустить механизм возникновения невроза.
Усугубить положение вещей в более позднем детском возрасте может сложившийся устойчивый характер и особенности воспитания, а также астенический тип конституции.
Невроз у детей симптомы и причины возникновения стоит детально рассматривать в раннем возрасте, потому что это может плачевно сказаться на развитии высшей нервной системы в целом. Недолеченные неврозы повлияют на развитие характера ребенка, а во взрослом состоянии могут обернуться более тяжелыми психологическими проявлениями.
Диагностика и Лечение
Действия при диагностике схожи для любого возраста:
- выявление в анамнезе родителей психологических заболеваний;
- определение психологической обстановки в семье и наличия стрессовых ситуаций;
- беседа с ребенком напрямую либо в игровой форме;
- просьба выполнить различные задания и наблюдение за ребенком.
Неврозы у детей имеют различные причины происхождения, поэтому можно выделить следующие виды неврозов, проявляющихся в психологической плоскости:
- неврастения проявляется как хроническая психологическая и физическая слабость;
- депрессивный невроз характеризуется наличием постоянного угнетенного состояния;
- истерический невроз у детей проявляется в демонстративных эмоциональных реакциях, применяемых зачастую для привлечения внимания;
- невроз беспочвенного страха / тревожный невроз, который может перерастать в невроз навязчивых состояний, часто проявляющий симптомы даже у самых маленьких детей;
- невроз навязчивых состояний у детей подразумевает наличие глубоких фобий и повторяющихся успокаивающих действий. Именно поэтому невроз навязчивых состояний у детей предполагает лечение с избавлением в первую очередь от устойчивых страхов. Может быть тесно связан с ипохондрическим неврозом;
- ипохондрический невроз характеризуется чрезмерной заботой о своем здоровье и наличием необоснованных страхов по этому поводу;
- невроз навязчивых движений или не вполне логичных повторяющихся движений у детей может повлечь за собой более сложное лечение из-за возможных травмоопасных действий;
- пищевой поведенческий невроз у детей в крайней степени выражающийся в виде анорексии, также предполагающей более серьезное лечение.
Невроз у детей симптомы и проявления физиологического спектра:
- логоневроз характеризуется наличием дефектов речи, чаще всего заикания;
- невротический энурез и энкопрез – непроизвольное мочеиспускание или испражнение;
- невроз ЖКТ в комплексном варианте, а также такие отдельные проявления как невроз желудка и невроз кишечника характеризуется болью неясной локализации, расстройством стула и т.д.;
- дыхательный невроз у детей это ничто иное как респираторный невроз, который заключается в дыхательной дисфункции;
- двигательный невроз характеризуется нарушением моторных функций, тиками и тремором из-за непроизвольных мышечных сокращений;
- невроз глотки у ребенка это нечастое явление, поэтому необходимо тщательно выявлять симптомы и подбирать лечение;
- невроз сердца со множеством симптомов, требующих особо внимания и др.
Рассмотрев, что представляет из себя невроз у детей, а также его симптомы, необходимо обсудить и лечение данного состояния.
Распространенное лечение неврозов у детей это психотерапия. При этом она разделяется на семейную, индивидуальную и групповую. Медикаментозная терапия направлена на невроз у детей симптомы и признаки вторичного характера или применяется в комплексной терапии. При этом она работает в основном на стабилизацию общего психологического состояния.
Чем еще можно лечить невроз у ребенка:
- физиотерапия: электрофорез, электросон, душ Шарко и т.д.;
- фитованны;
- лечебный массаж;
- чаи и настои также с общеукрепляющим и успокаивающим эффектом.
Чтобы вылечить или избежать невроз у детей симптомы и проявления можно обратиться к следующим советам.
Топ 11 советов невроза у детей:
- Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
- Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
- Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
- Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
- Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
- Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
- Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
- Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
- Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
- Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
- При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.
Заключение
Детально рассмотрев вопрос о том, что представляет собой невроз у детей симптомы и способы его лечения, можно сделать следующий вывод. Дети особо подвержены негативному влиянию окружающей среды из-за того, что их психика находится в стадии формирования. В любом случае родителям необходимо нести ответственность за воспитание ребенка и не списывать все ситуации на возрастные кризисы. Важно создание благоприятной атмосферы для нормального развития личности.