Общие правила оздоровления детей
Общие положения и особенности организации отдыха и оздоровления детей
1. Организация отдыха и оздоровления детей , в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, может осуществляться в разных типах и видах учреждений (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания детей, специализированные (профильные), спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические, технического творчества, краеведческие и др., оздоровительные центры, базы и комплексы), иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
2. В целях создания надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во время их пребывания в оздоровительных лагерях, а также условий, обеспечивающих безопасность детей во время их перевозки к местам отдыха и оздоровления и обратно, должен быть реализован необходимый комплекс мероприятий. Организации отдыха и оздоровления детей должны:
иметь разрешительные документы от надзорных служб (территориальных управлений Роспотребнадзора, Госпожарнадзора и т.д.);
осуществить проверку состояния физкультурно-спортивных сооружений, игрового оборудования и прочих конструкций, расположенных на их территориях;
обеспечить контроль со стороны полиции для несения круглосуточного дежурства (договор) в целях создания условий для безопасного пребывания детей;
провести необходимые мероприятия по обследованию и очистке акваторий для купания, оборудованию пляжей;
обеспечить сопровождение организованных групп детей, следующим автомобильным транспортом, согласно Положению о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20). Перевозка групп детей железнодорожным транспортом должна быть осуществлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31);
своевременно направить информацию по порядку проведения смен и возможных перевозках детей в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (см. рекомендации Минобрнауки России по правилам оказания услуг при поездках в учреждения отдыха и оздоровления детей): проезд группы обучающихся, воспитанников любой численности к месту проведения смены организации (учреждения) и обратно, а также во время проведения экскурсий, выездных соревнований и других мероприятий во время смены осуществляется в сопровождении не менее двух педагогов с соблюдением требований к перевозкам детей соответствующим видом транспорта. При проезде группы более 30 детей число сопровождающих педагогов на каждые 15 обучающихся, воспитанников увеличивается на одного педагога;
осуществлять постоянный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, проводить плановые проверки качества поставляемых продуктов питания, готовой пищи, питьевого режима;
ввести в режим работы утреннюю гимнастику, элементы ЛФК, водные процедуры, в питание детей включить по рекомендации медицинских учреждений (официальное оформление документов) физиотерапевтические процедуры, массаж и др., передвижные стоматологические установки, дополнительное питание и витамины (витаминный чай, свежие овощи и фрукты, соки);
иметь первичные средства пожаротушения, документально оформленные профилактические меры по недопущению распространения пожаров, в том числе лесных;
совместно с региональными управлениями МЧС России в загородных оздоровительных лагерях провести занятия по проведению эвакуации детей в случае пожара.
3. Целями и задачами организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном детском оздоровительном лагере (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:
социально-педагогическая защита детей и подростков;
предотвращение межличностных конфликтов, формирование конструктивных взаимоотношений, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;
формирование и развитие личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
адаптация детей в обществе;
компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами и др.
4. Основные виды услуг, предоставляемые детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха и оздоровления:
медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде;
услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети организаций отдыха и оздоровления детей;
Направляющие организации и учреждения при направлении детей на отдых и оздоровление в обязательном порядке в целях предупреждения возможных последствий, должны указывать в справках итоги диспансеризации, особенности состояния здоровья ребёнка, особенности развития и рекомендации по его оздоровлению и реабилитации. На основе этих справок и результатов собственной диагностики заполняется «Карта здоровья ребёнка».
Важным моментом деятельности лагеря выступает организация психолого-педагогической службы:
оказание социально-психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
осуществление мер, направленных на социальное развитие семьи и ее членов;
обучение культуре здорового образа жизни и достижения оптимального уровня адаптивных возможностей семей;
профилактика алкоголизма и наркомании;
профилактика проявления насилия в детском коллективе;
оптимизация детско-взрослых отношений;
создание адаптивных коррекционных и реабилитационных технологий для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Работа с педагогическим коллективом. При отборе педагогов для работы в организации отдыха и оздоровления детей рекомендуется разработать систему критериев отбора, где учитывать: опыт подобной работы с подростками, уровень психолого-педагогических знаний, коммуникативные качества претендента, творческие способности, активность, отсутствие замечаний и нареканий в отношении с детьми и подростками.
На подготовительном этапе открытия лагерной смены для педагогического состава необходимо проводить обучающие теоретические и практические занятия по специфике профильной смены, организации работы с подростками в условиях временного коллектива; провести четкое распределение ролей, ознакомить с должностными инструкциями. К отбору педагогического состава следует привлекать психолого-педагогическую службу, которая проводит: личностно-профессиональную диагностику, просвещение педагогов, их консультирование.
Успешная реализация программы лагеря во многом зависит от грамотно составленной сетки – графика всей смены (приложение), общего режима дня (приложение). В расписании дня учитывается чередование различных форм организации деятельности воспитанников. Программа лагеря формируется, с учетом развивающего, образовательного и оздоровительного блоков.
Необходимым элементом проводимых работ выступает оценка эффективности оздоровительно-развивающей деятельности организации отдыха и оздоровления детей.
Количественными показателями эффективности могут выступать: степень решения поставленных задач, процент и уровень включенности в процесс развития детей и подростков, достигнутые результаты воспитания, которые можно определить в количественных показателях.
Качественные показатели эффективности:
анализ физического состояния: физического самочувствия, физической активности, состояния здоровья;
характеристика социального роста: развития социальных навыков воспитанников, приобретения навыков трудовой деятельности, использование возможностей в реализации собственных интересов и потребностей;
анализ психологического благополучия: степень возможностей развития и саморазвития личности, описание психологического микроклимата в детском и педагогическом коллективах, описание уровня компетентности педагогических кадров.
К качественным показателям можно также отнести знания, умения, навыки, сформированные в ходе реализации специализированных программ, эмоциональное состояние их участников, готовность к активной позитивной социальной жизни. Качественной оценке могут подвергаться дневники наблюдений, журналы отзывов, сочинения участников «Что мне понравилось (не понравилось) в лагере».
Способы оценки эффективности:
психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, тестирование опрос);
скриниг-диагностика состояния здоровья;
оценка поведения и личностных достижений детей в течение смены.
Основные правила организации оздоровления и отдыха детей в летний период.
Основные правила организации оздоровления и отдыха детей в летний период.
Основные правила организации оздоровления и отдыха детей в летний период.
Лето уже полноценно вступило в свои права. Поэтому самое время оторвать детей от телевизоров, компьютеров и использовать время летних каникул для обеспечения максимального отдыха и оздоровления, восстановления сил, здоровья и положительных эмоций на весь следующий учебный год.
Для детей основными оздоровительными факторами являются: соблюдение режима дня, пребывание на открытом воздухе, двигательная активность, рациональное питание, чередование различных видов деятельности, закаливающих процедур. Несмотря на то, где находится ребенок — дома или в организованном коллективе — правильное соблюдение вышеуказанных требований является главным для полноценного оздоровления.
Режим дня ребенка.
Летом можно несколько скорректировать режим дня ребенка. Известно, что в течение учебного года большинство детей недосыпает. Но это не значит, что спать нужно до обеда, потому что осенью, с началом занятий, будет сильнее ощущаться стресс от необходимости рано вставать. Важно, чтобы продолжительность сна отвечала биологическим потребностям ребенка.
В распорядке дня следует предусмотреть различные занятия: игры на свежем воздухе, спорт, посильная помощь по хозяйству, чтение, занятия творчеством, просмотр фильмов и мультфильмов, походы на пляж и на природу.
Если же нет возможности контролировать детский режим дня летом, можно отправить ребенка в лагерь: там уже точно будут следить за распорядком ее дня. Если по каким-то причинам Вы не хотите или не можете отпустить ребенка в летний оздоровительный лагерь, есть другой вариант: дневной лагерь в черте города. Такие лагеря существуют на базе учебных заведениях. Пребывание в таком лагере поможет не только соблюдению режима дня летом, а и оздоровлению ребенка.
Правильно организованный режим питания (4 — 5 — кратный прием пищи) имеет большое значение для нормального физического и нервно — психического развития ребенка. Принимать пищу следует не ранее чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 — 1,5 часа до сна.
Особое внимание следует обратить на количество употребляемой жидкости, чтобы не допустить теплового удара и обезвоживания.
Летом важно пополнить запас витаминов, поэтому нужно включить в рацион сезонные ягоды (обратить внимание на недопущение употребления дикорастущих и ядовитых), фрукты и овощи, ведь в разгар сезона количество полезных веществ в них максимальна. Также надо помнить, что перед употреблением ягоды, фрукты и овощи нужно тщательно помыть, чтобы в организм не попали кишечная палочка или гельминты.
Лето — лучшее время года для физической активности. Одежда детей летом должен быть из натуральных тканей, позволять коже дышать, не пропускать ультрафиолет. Головной убор — важный атрибут летнего наряда, он убережет не только от солнечного удара, но и частично от клещей.
Организация физического воспитания должна соответствовать возрасту ребенка, состояния его здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Нужно каждый день находиться на открытом воздухе, а не в квартире под кондиционером и перед компьютером, делать утреннюю гимнастику, закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирание, душ, купание, участвовать в экскурсиях, организовывать прогулки.
Все это укрепляет иммунную систему ребенка.
Особая проблема современного общества — компьютер. Современный ребенок не до конца понимает всю опасность влияния этой техники на физическое, психологическое и умственное состояние. Поэтому родителям следует следить за тем, чтобы время пребывания перед экраном компьютера был не более 2х часов в день.
Кроме того, отсутствие интеллектуальной нагрузки летом приводит к тому, что мозг школьников приходит в состояние спячки, что приводит к забывания и потери основных ученических навыков, приобретенных в течение года. Поэтому очень важно летом обязательно читать, решать уравнения, писать упражнения, повторять пройденный материал, конечно не в таких больших объемах как в период обучения, а в значительно меньших.
Итак, суммируя вышеизложенное, летняя пора является наиболее благоприятным периодом для укрепления здоровья детей, их полноценного развития. Но, чтобы иметь крепкое здоровье, о нем нужно заботиться каждый день, потому что здоровье — это самое важное, что есть в жизни человека.
Лето — лучшее время для отдыха и оздоровления детей.
Автор: врач по общей гигиене Пидгайная С.А.
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.
1.2. Санитарные правила распространяются на все виды оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей и подростков, независимо от их подчиненности и форм собственности, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением отдыха детей в период каникул.
Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.3. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей (далее – оздоровительные учреждения) организуются для обучающихся образовательных учреждений на время летних, осенних, зимних и весенних каникул.
Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких общеобразовательных, спортивных, художественных школ и иных учреждений для детей и подростков, подразделяются на отряды не более 25 человек для обучающихся 1 – 4 классов и не более 30 человек для остальных школьников.
1.4. Учредителю оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей необходимо в срок не менее, чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме работы, количестве оздоровительных смен и количестве оздоравливаемых детей и не позднее, чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения предоставить документы в соответствии с прилож. 1 настоящих санитарных правил.
1.5. Продолжительность смены в оздоровительном учреждении определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 календарного дня; осенью, зимой и весной не менее 5 рабочих дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.
1.6. Деятельность оздоровительных учреждений осуществляется при условии соответствия их требованиям настоящих санитарных правил, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
1.7. К работе в оздоровительные учреждения допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке (прилож. 2). Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится не реже одного раза в два года. Работники оздоровительных учреждений должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
1.8. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
1.9. Во всех случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель оздоровительного учреждения обязан незамедлительно (в течение 1 ч) информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия в установленном законодательством Российской Федерации мер.
2. Гигиенические требования к режиму дня
2.1. Организация работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием осуществляется в режимах пребывания детей:
– с 8.30 до 14.30 часов, с организацией 2-разового питания (завтрак и обед);
– с 8.30 до 18.00 часов, с обязательной организацией дневного сна для детей в возрасте до 10 лет и 3-разового питания (завтрак, обед, полдник). Рекомендуется организация дневного сна и для других возрастных групп детей и подростков.
2.2. Режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, спортивных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное 2- или 3-разовое питание и дневной сон для детей.
В оздоровительных учреждениях рекомендуется следующий режим дня:
Виды укрепления физического и психического здоровья ребенка
Здоровье человека формируется с раннего детства. Общее состояние современных малышей значительно уступает предшествующим поколениям. В связи с этим физическое оздоровление детей дошкольного возраста требует более острого внимания родителей, врачей-педиатров и работников детских садов.
Укрепление здоровья детей должно быть неотъемлемой частью процесса жизнедеятельности. Если уделять этому достаточно внимания, ребенок сможет избежать болезней в детском возрасте и укрепить иммунитет на долгие годы.
Традиционные методы оздоровления
Самый простой способ сохранить и укрепить здоровье – физические нагрузки. Ребенок активен по природе своей. Упражняться можно дома, в спортивной секции или даже на улице. Современные детские площадки и парки оснащены гимнастическими стенками, турниками и батутами. Поэтому в летнее время заниматься на свежем воздухе не составит большого труда.
Для ребенка старше двух лет подойдет катание на детском велосипеде, купание в море, игра в мяч, утренняя зарядка и подобные увлекательные виды физической нагрузки.
В зимнее время с детьми можно кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков. Все это также полезно для здоровья и не наскучит малышу. Во время таких игр важно следить за сухостью одежды. Если ребенок вспотел или промок, необходимо немедленно зайти домой и переодеться в сухую одежду.
Для более серьезных физических нагрузок ребенка стоит отдать в спортивную секцию, на танцы, гимнастику или плавание. Любые виды спорта, кроме травмоопасных, укрепляют общее физическое здоровье.
Еще одним действенным способом оздоровления ребенка является закаливание. Начинать его следует с привыкания детского организма к перепаду температур. Для этого необходимо утром во время зарядки остудить комнату до 18 °С и предложить малышу побегать из охлажденной комнаты в более теплую.
В летнее время стоит практиковать прогулки босиком по траве или песку, это не только способ закаливания, но и хорошая профилактика плоскостопия. В жаркую погоду можно позволить ребенку гулять в одних трусиках, избегая прямых солнечных лучей.
Обливание, контрастный душ и обтирание также относятся к закаливанию. С водой нужно быть осторожным. Обливание начинать необходимо с ног и рук. Температура подойдет 34 °C летом и 38 °C зимой. Каждый день охлаждать воду на 3 °C, а время процедуры увеличивать. Окончательная продолжительность обливания должна составлять 3 минуты при температуре 20 °C.
Контрастный душ приемлем для детей старше двух лет. Начинается процедура с 38 °C зимой и 36 °C летом, постепенно приближаясь к 28 °C. Если ребенок чувствует себя хорошо, то можно попробовать более резкий перепад температур.
Реализовать отдых и оздоровление детей можно в летнем лагере. Сочетание правильного питания, умеренных физических нагрузок, морских купаний, развлечений и грамотного режима – самый лучший способ совместить отдых и укрепление здоровья.
Инновации в оздоровлении детей
Поднятие уровня физического здоровья населения – одна из приоритетных задач государства. В связи с этим во всех государственных детских учреждениях большое внимание уделяется физической культуре и спорту. Основная нагрузка в процессе оздоровления детей дошкольного возраста и школьников ложится на плечи педагогов и воспитателей.
Современные технологии в области физического воспитания активно используются в детских дошкольных учреждениях. Основой оздоровления здесь являются все формы игр. Это делается с целью развития в ребенке самого здоровья, разъяснения понятия оздоровления и формирования положительного отношения к нему. Основные игровые формы физической деятельности:
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- игроритмика;
- игрогимнастика;
- игротанец;
- игровой самомассаж;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- музыкально-подвижные игры;
- креативная гимнастика;
- игропластика;
- игровой стретчинг;
- игры-путешествия;
- фитбол-аэробика.
Практически каждый педагог в работе с детьми старается использовать современные технологии. Одним из нововведений стали дыхательно-звуковые практики в процессе физической деятельности. Также проводятся в игровом режиме. Улучшают мозговую активность, разрабатывают легкие, голосовые связки.
В перечне нововведений имеются нетрадиционные технологии оздоровления. Самая популярная форма – гимнастика в постели. Используется, как правило, после дневного сна в детских садах. Заключается во всевозможных потягиваниях и перекатах, которые выполняются, не вставая с постели. Такие занятия помогают ребенку быстрее почувствовать бодрость после крепкого сна, поднимают настроение.
Поддержка здоровья осуществляется и за счет правильного питания и гигиены, на что также опираются современные технологии оздоровления ребят дошкольного возраста. Важно не только привить ребенку навыки правильного образа жизни, но и воспитать грамотное отношение к этому с детских лет.
Психическое здоровье детей младшего возраста
Для организации работы, направленной на поднятие физического здоровья, необходимо прежде позаботиться о психическом состоянии ребенка. Убедиться в его возможности участвовать в подобного рода видах активности. Существуют специальные технологии здоровьесбережения с упором на укрепление детской психики.
Снять тревожность, расслабиться и успокоиться помогает арт-терапия, которая активно используется в детских дошкольных учреждениях. В это понятие входят все виды творчества, проявление собственных талантов в области рисования, лепки, музыки и театра.
Сказкотерапия помогает сформировать у ребенка умение отличить хорошее от плохого. Учит детей искать выход из сложных ситуаций, опираясь на знания и пережитые эмоции, полученные в ходе прослушивания сказок. Это подготавливает психику малыша к возможным жизненным трудностям.
Цветотерапия и ароматерапия развивают зрительные и обонятельные навыки. Запахи и определенные цветовые сочетания помогают расслабиться, если ребенок почувствовал напряжение, раздражение, грусть или обиду.
Все перечисленные технологии направлены на то, чтобы научить малышей контролировать свои эмоции, что помогает избежать расстройств, нервных срывов, детских истерик, тем самым укрепляя общее психическое здоровье ребенка.