Запинки в речи у ребенка 5 лет лечение
Экстренная помощь ребенку при запинках
Запинки в речи детей часто являются симптомом невроза и сигналом о проблемах малышей в эмоциональной сфере и, в целом, о нарушениях межличностных отношений в семье.
Однако, несмотря на изматывающее воздействие запинок, с ними легче работать и расстаться, чем, например, с тиками и энурезом, так как «запинанием» ребёнок реагирует чаще всего на ситуацию, возникшую относительно недавно, а следовательно, последствия ее негативного воздействия на малыша, можно оперативно смягчить.
Следование ниже изложенным рекомендациям на практике помогло многим семьям справиться с «запинками» детей самостоятельно и значительно уменьшить другие невротические проявления. Особенно это важно, если обращение к специалистам по какой-либо причине затруднено.
– Желателен курс расслабляющего массажа у опытного массажиста (в процессе массажа, по предварительной договоренности, взрослыми в присутствии ребенка могут обсуждаться только положительные или юмористические ситуации и события);
– Дома как можно больше играть с водой (теплой): в ванной комнате или во дворе поставить ёмкость с водой, положить игрушки: кораблики и т.п. (ребенок играет сам или при участии взрослого в спокойную игру). Внимание детей, которые сразу начинают «топить корабли», бить по воде, устраивать суперволны, незаметно следует переключить на сюжетный вариант игры: например, «лодка очень осторожно пересекает море и аккуратно перевозит «пассажиров» (игрушки) на «другой берег» и т п.
– Просмотр телевизора ребенком максимум 2 часа в день при условии постоянного предварительного отбора взрослыми мультфильмов, в сюжетах которых отсутствуют элементы угроз, насилия и страшных образов (монстров, пиратов и т.п.).
– Временно прекратить походы в развлекательные центры и другие подобные эмоционально насыщенные места.
– Чтение спокойным тоном сказок (добрых, не содержащих в сюжете фрагменты, заставляющие ребенка переживать и плакать от жалости к главным героям литературного произведения).
– Отдыхать возле речки, моря, в лесной зоне, где нет детей и людей (наблюдать за природой, находить и рассматривать необычные интересные по форме природные материалы).
– При ребенке не спорить, не ссориться, не обсуждать его запинание. Общаться ровно, спокойно, медленно.
– На ночь рассказывать сказки (добрые) или придуманные истории (о детях, животных, птицах и др.); обсуждать с ребенком ситуации, которые его за день порадовали, огорчили, разозлили, напугали, стараясь сразу объяснять ему тревожащие моменты, что позволит снизить риск самостоятельного «поиска» ответов на пугающие вопросы в ночное время.
– Речь ребенка частично зависит от развития мелкой моторики рук, регулярного массажа области ладоней и подушечек пальцев, следовательно, очень эффективны, для избавления от запинок, будут игры с пластилином, песком, крупами (всеми мелкими предметами, которые оказывают силовое и точечное тактильное воздействие на область ладоней и пальцев). В домашних условиях можно играть в различные игры (на столе (например, в кухне) насыпать крупы для игры с маленькими грузовыми машинками, пустыми ёмкостями, кукольной посудой и др. (под наблюдением взрослых ! с целью избегания проглатывания и вдыхания ребенком мелких предметов); смешать горох и фасоль и раскладывать их по кучкам, пуговицы нескольких видов и т.п.).
– Игры в «молчанку» (общаясь с помощью жестов) и «говорим шепотом» по 20-30 минут ежедневно.
– Стараться не опережать желания ребенка, давать ему возможность спокойно сформулировать и договорить свою просьбу (по схеме «захотел-сформулировал-получил»).
– Меньше давать на выбор игрушек, видов продуктов питания, развлечений (предлагать в спокойном, уверенном тоне: например, «Мы сейчас идем кормить птиц крошками; одеваемся…»).
– Во время совместных игр выполнять сопроводительную функцию, не собирая, например, конструктор за ребенка, а лишь помогая ему в этом занятии.
– Если есть такая возможность, не убирать недостроенные постройки из кубиков и конструктора на ночь; дать возможность ребенку засыпать с мыслью о «завтрашнем» строительстве и утром продолжить игру.
– При засыпании, укладывать ребенка в его кроватку, поглаживая спинку, голову медленно, нежно, спокойно, периодически самостоятельно массируя кончиками пальцев ножки ребенка, что позволяет снять излишнее напряжение.
– Стараться предупреждать возникновение конфликтов ребенка со сверстниками. Обсуждать с малышом его эмоции и поступки других детей спокойно, уверенно, справедливо.
– Свести к минимуму использование сотовой связи, планшетов, компьютеров и т.п. в присутствии ребенка (даже если сам он в это время просто находится рядом с Вами в одном помещении).
– Телевизионные программы, фильмы, мультфильмы в присутствии ребенка желательно смотреть только те, в сюжете которых нет агрессии, насилия и громких неожиданных эффектов.
«Если у ребёнка появились запинки в речи». Консультация для родителей
Александра Заиченко
«Если у ребёнка появились запинки в речи». Консультация для родителей
Запинки в речи детей могут возникнуть в период активного формирования лексико-грамматического строя высказывания в возрасте 2,5-4 лет. К этому времени у ребёнка накапливается определённый объём информации, но он ещё не готов к тому, чтобы в достаточной степени осмыслить и самостоятельно выразить её из-за несовершенства владения координированными движениями органов артикуляции. Чаще, чем у других, запинки могут возникнуть у ослабленных детей с неустойчивой нервной системой и неблагоприятной наследственностью (заикание у близких родственников) в так называемый «межсезонный» период (осень, весна). Спровоцировать запинки в речи могут и стрессовые ситуации (ссоры родителей, перемена места жительства или детского сада).
Родителям следует:
1. Проконсультироваться с невропатологом и логопедом.
2. Никогда не акцентировать внимание ребёнка на его проблеме, не говорить ему: «Не запинайся, не заикайся».
3. Постарайться выдерживать режимные моменты (достаточный ночной и дневной сон, прогулки на свежем воздухе).
За 1-1,5 часа до ночного сна исключить подвижные игры. Почитать знакомую ребёнку книгу с положительным развитием событий. При беспокойном сне можно дать лёгкие успокоительные (свежезаваренный корень валерианы, успокоительный чай, тёплое молоко с добавлением мёда).
4. Ограничить поступление новой информации, связанной с высокой эмоциональной нагрузкой (чтение, просмотр мультфильмов, посещение театров, цирковых представлений).
5. Не разговаривать с ребёнком и даже в его присутствии громко и, тем более, раздражённо. Те же требования предъявляйте к его речи. Ваш тон должен быть спокойным и доброжелательным, Говорить следует короткими понятными фразами, не допускайте очень быстрого темпа речи. Первое слово во фразе произносите тише, низким голосом, чуть медленнее обычного.
6. Если у ребёнка затруднения в высказывании, помогите ему коротко и отчётливо проговорите предполагаемую фразу и предложите повторить её (отражённая речь).
7. Полезны упражнения в сопряжённой речи. В этом случае ребёнок говори вместе со взрослым.
8. Поощряйте негромкое пение, чтение стихов, с ритмичными шагами или хлопками в ладоши.
9. Стимулируйте уместными вопросами и дополнительными атрибутами речь ребёнка во время самостоятельной игры. Вы убедитесь, что вовремя такой деятельности в его речи не будет запинок.
10. Следите за осанкой детей, опущенные плечи, нерациональное расслабление является препятствием для свободного дыхания.
11. Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.
12. Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.
Артикуляционная гимнастика: что это такое? Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов.
Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.
Запинки в речи у 4-летнего мальчика.Стоит ли переживать?
Ребенок очень хорошо разговаривает с 2,5 лет, рассказывает целые книжки и рассказы, но в последнее время стал запинаться. Может ли это быть заиканием?
«М м м мам, а вот а вот а вот можно вот с бабой пойду»
«я Я я я мам, я хотел у тебя спросить»
что-то вроде такого. Иногда хочет что-то рассказать и начинаются вот эти запинки, особенно вначале рассказа. Иногда он долго не может сказать что-то. Стоит бить тревогу и как отличить запинки от заикания?
Комментарии пользователей
К врачам ходили, сказали, чтоб не волновались, что такое бывает, но уже пол года то проходит совсем, то уж очень сильно запинается
словарный запас сильно увеличивается. С каждым днем дети, ка губки выпитывают все, что слышат, просто не умеют пользоваться своим словарем, надо подсказывать как сказать. У нас иногда вновь это начинается, потом проходит, но, смотрю — у всех в группе так.
Здравствуйте! Как сейчас у вас? Много времени прошло… Очень хочется знать… У нас такого рода запинки длятся уже 1,4 месяца((
У нас начались когда, ему было 3,5, сейчас уже скоро 4 будет
Добрый день, скажите, прошли ли у вас запинки? У нас тоже начались в конце января 2015 и до сих пор волнами, то хорошо говорит, то плохо.
Что вы делали, как лечили?
а возраст у вас какой?
Вы что то делали для этого?
у нас по-моему около полугода длилось… но это было не сильно выражено… когда много впечатлений… тогда да… просто выслушивала… давала говорить… иногда поправляла, мол что мне повторять не надо и тд… но… это все было не навязчиво… и вообще по-моему никто на это не обращал внимания
Анют, не парься! все будет ок. Мы тоже так же… было и прошло)… они по-моему очень много хотят сказать… мыслей куча… а слов… и как точно выразить… еще толком не знают… иногда вроде рассказывает… скажет я ему говорю.так, да. нет… особенно если эмоции… он вроде хочет выразить… может немного приувеличить… но не знает как… вот и начинается… вообщем было… и бывает даже до сих пор… так что по-моему это нормально… помогай чуток… капризничает ну знаит… жди пока сам сформулирует… я обычно в подсказки играю)
Как отличить речевые запинки от заикания?
-
li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
- Это важно знать! (5)
- Скоро в школу! (4)
- Играем и учимся (8)
Как отличить речевые запинки от заикания?
КАК ОТЛИЧИТЬ РЕЧЕВЫЕ ЗАПИНКИ ОТ ЗАИКАНИЯ?
Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!».
На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.
Физиологические запинки (итерации) – часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет , которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.
Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.
При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.
Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).
Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры.
Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:
Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
Проводим курс расслабляющего массажа.
Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
При коррекции заикания делаем так:
Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
Занимаемся с психологом.
Советы родителям на каждый день.
Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.
Следите, как – быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.
Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно.
При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.
Желаем Вам удачи и терпения!