Гиперактивность у ребенка 5 лет симптомы и лечение
Гиперактивный ребенок (СДВГ): причины, признаки, советы психологов. Что делать родителям?
В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.
Как отличить гиперактивность от активности?
Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:
- Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
- Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
- Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
- Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.
Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.
Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.
Почему ребенок гиперактивный?
Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:
- Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
- Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
- Прием матерью наркотиков, алкоголя.
- Травмы головы, возникающие во время родов.
- Тяжелые или преждевременные роды.
- Скудный или неправильный рацион питания крохи.
- Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
- Конфликты внутри семьи.
- Авторитарный стиль воспитания.
Какого ребенка можно назвать гиперактивным?
Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:
- Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
- Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
- Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
- Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
- Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
- Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
- Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
- Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
- Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
- Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
- Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
- Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
- Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
- Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
- Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.
Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.
Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.
Что делать родителям гиперактивного ребенка?
Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:
- Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
- Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
- Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
- Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
- Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
- Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
- Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
- Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
- Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
- Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.
Лечение и коррекция гиперактивного ребенка
Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:
- Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
- Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
- Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
- Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
- Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.
Рекомендации психологов
Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:
- Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
- Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
- Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
- Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
- Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
- У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
- Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.
Как успокоить гиперактивного ребенка?
Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:
- Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
- Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
- Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.
Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке
Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:
- Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
- Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
- Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
- Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
- Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
- Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
- Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.
У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.
Гиперактивный ребенок: воспитывать или лечить
Эти дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.
Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
Масштабы проблемы
Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако, мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.
Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных детей к общему их количеству в различных странах значительно отличается, однако, находится в диапазоне 1-18% в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.
Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных, до 80% преступников страдают этим заболеванием.
Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения. Имея постоянные неприятности в школе, не находя понимания дома и не получая необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.
Причины возникновения заболевания
Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.
Выделяют несколько возможных причин заболевания:
1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).
2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).
3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).
По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).
Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:
1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.
3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность;
Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.
В зависимости от сочетания перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания; с преобладанием гиперактивности и импульсивности; смешанная форма.
По степени выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.
Динамика развития заболевания
Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.
К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.
Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.
Второй пик проявления признаков заболевания отмечается в 12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.
После 14 лет в большинстве случаев признаки болезни практически исчезают. Происходит компенсация недостающих функций головного мозга. Однако, вторичные приобретённые признаки нередко остаются и формируют тип «трудного подростка».
Возрастная динамика развития заболевания у мальчиков и девочек несколько различается.
Диагностика и лечение гиперактивности
Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами при медицинском обследовании. К тому же, дело осложняется наличием у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками других психоневрологических заболеваний или пограничных психических состояний.
Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.
В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат; позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами; возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки; имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.
В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.
Цель лечения СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.
Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:
педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;
двигательные занятия с ребёнком;
По мнению учёных, наиболее благоприятный для лечения возраст — это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.
Гипеактивный ребёнок. Что делать?
Рекомендации родителям детей с СДВГ
При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.
В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.
Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.
Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.
Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.
Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.
Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.
Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.
Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.
Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.
Заключение
Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.
Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.
Рекомендованная литература:
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега». — 2010. — 160 с.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.
СДВГ-симптомы у детей: что означает диагноз?
Когда взрослые слышат о гиперактивности, то представляют ребенка, у которого «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Но это не единственно возможная картина.
Если проявляются СДВГ-симптомы у детей, то возникают трудности в обучении, поведенческие проблемы. Иные родители успокаиваются, мол, это болезнь и нашей вины здесь нет. Расслабляться нельзя, надо лечить, правильно организовать жизнь ребенка и его взаимодействие с окружением. Тогда гиперактивность обернется на пользу, сформируется умение концентрировать внимание.
1. Что означает диагноз СДВ/СДВГ у детей?
Гиперактивный ребенок — шаловливый, озорной, непослушный. Люди старшего возраста могут сказать«шебутной», «разбалованный», «шкодливый». Такой проказник из школы обычно возвращается с плохими отметками в дневнике и записками с одним и тем же содержанием «Плохо вел себя на уроке, не слушал объяснение учителя!».
Для детей с СДВГ симптомы заключаются вне способности долго удерживать на чем-либо внимание и чрезмерной подвижности. Ошибаясь, ребенок не замечает своих оплошностей, не вслушивается в замечания и объяснения. Порой совершает множество ненужных движений, вертится, резко встает. Нарушения поведения особенно бросаются в глаза, когда другие ребята в это время увлечены ролевой игрой или учебными занятиями.
Взрослые спешат навешивать на подвижного, импульсивного дошкольника или младшего школьника ярлык «СДВГ». Одни возмущаются этим диагнозом, другие начинают искать несуществующие симптомы у своего ребенка. Только лечащий врач правильно диагностирует заболевание, основываясь на многочисленных критериях.
2. Признаки СДВ/СДВГ у детей
Между гиперактивным ребенком, который не может усидеть на месте и говорит без остановки, и тихим мечтателем, рассеянно уставившимся в пространство, есть нечто общее. Это невнимательность, одна из характеристик СДВ/СДВГ. Признаки заболевания зависят от проявления и сочетания трех основных характеристик.
- Невнимательность
Ребенок часто отвлекается, с трудом концентрирует свое внимание на выполнении задания. Возникают проблемы с запоминанием инструкций, соблюдением правил. Самый первый признак, отмечаемый еще в дошкольном возрасте, — ребенок не смотрит в глаза, не вслушивается в обращенные к нему слова. Если это школьник, то за ним закрепляется прозвище «рассеянный с улицы Бассейной». - Гиперактивность
Взрослым кажется, что нетерпеливости и суетливости таких детей нет предела, будто внутри у них заведенная пружина. Избыточная общительность начинает проявляться очень рано. Такой ребенок без страха подходит к взрослым и детям, бесцеремонно вмешивается в игру. Неспособность усидеть на одном месте, желание сорваться со своего стула и куда-то идти, бежать — тоже характерные признаки гиперактивности. - Импульсивность
«Здесь и сейчас» — таков девиз ребенка с диагнозом СДВГ. Нетерпеливость может быть чертой характера, сформированной при неправильном воспитании. Однако, у гиперактивных детей она принимает угрожающие размеры. Ребенок на занятиях в детском саду и на уроке в школе постоянно перебивает взрослых, выкрикивает фразы, не может дождаться своей очереди в общей беседе. Развивается полная зависимость от сиюминутных желаний, отсутствует умение вникать в доводы за и против.
Опытные педагоги и родители со стажем утверждают, что многие дети бывают невнимательными, импульсивными и чрезмерно активными. Но синдром дефицита внимания и гиперактивности не появляется вследствие недостатков в воспитании, хотя их роль тоже нельзя отрицать. Это заболевание, требующее эффективного лечения и особой организации повседневной жизни детей.
3. Почему возникает СДВГ?
Список причин, которые приводят к расстройству, постоянно дополняется. СДВГ считается полиэтологическим, мультифакторным заболеванием. Вот только некоторые из комплекса причин:
- генетическая — передача по наследству предрасположенности к развитию болезни;
- злоупотребление алкоголем и курение в период зачатия ребенка и беременности;
- инфекции головного мозга в раннем детстве;
- недоношенность ребенка;
- преждевременные роды;
- травмы головного мозга.
СДВГ-симптомы у детей проявляются в необычности поведения по сравнению с другими сверстниками. Возникают отклонения еще до поступления в школу и сохраняются на протяжении длительного периода (не менее 6 месяцев).
4. СДВ/СДВГ- симптомы у детей
Возраст 4 или 5 лет — время, когда большинство детей учатся спокойно сидеть, подчиняться несложным правилам, действовать в игре и на занятиях по инструкции. Ребенок в этом возрасте уже способен сдерживать себя и не говорить все, что приходит в голову. Дети с диагнозом СДВГ в школьные годы перескакивают с темы на тему в разговоре, пропускают необходимые шаги при выполнении задания. Они не могут организовать себя для выполнения домашней работы и делают в основном только то, что им нравится.
После тщательного обследования врачи могут диагностировать преобладание невнимательности, гиперактивности или импульсивности. Обычно встречаются комбинации этих трех характеристик.
Дети с СДВ/СДВГ симптомами:
- невнимательные, гиперактивные и импульсивные (наиболее распространенная форма);
- гиперактивные и импульсивные, но умеют концентрировать внимание;
- невнимательные, но не гиперактивные или импульсивные.
6 симптомов гиперактивности у ребенка:
- Сидя на месте, хаотично двигает ногами, извивается телом, барабанит пальцами рук.
- Часто покидает свое место в ситуациях, когда взрослый предлагает сидеть тихо.
- Перескакивает от одного вида деятельности к другому.
- Пытается делать все одновременно.
- Слишком много разговаривает.
- Вспыльчивый характер.
6 симптомов дефицита внимания у ребенка:
- Начинает тяготиться выполнением работы задолго до ее завершения.
- Запоминает и следует инструкции с большим трудом.
- Часто теряет книги, игрушки или другие предметы.
- Делает ошибки по невнимательности.
- Не слушает, когда с ним говорят.
- Легко отвлекается.
Импульсивность означает проблемы с самоконтролем. Такой ребенок, чаще других детей прерывает разговор, бесцеремонно себя ведет, задает ненужные вопросы в классе. Часто импульсивные ребята постарше делают нетактичные замечания взрослым, оскорбляют сверстников и малышей. Слова «будь терпимее (терпеливее)», «немного подожди своей очереди» для них — пустой звук. При этом импульсивный ребенок может быть угрюмым, слишком эмоционально реагировать на замечания.
7 симптомов импульсивности у ребенка:
- Не умеет сдерживать сильные эмоции, впадает в гнев, устраивает истерики.
- Выпаливает ответы, не дожидаясь окончания вопроса или вызова к доске.
- Пытается угадывать решение, вместо того чтобы подумать над задачей.
- Вторгается в чужие разговоры или игры.
- Часто прерывает других.
- Действует не думая.
- Говорит невпопад.
Наличие одного или всех перечисленных выше симптомов гиперактивности, невнимательности, импульсивности не означает, что мальчик или девочка страдает от СДВГ. Есть другие заболевания, расстройства психики, стрессовые жизненные ситуации, вызывающие сходные нарушения поведения.
Избежать ошибки, диагностируя СДВГ-симптомы у детей,— к этому призывает доктор философии, практикующий психолог Константин Шереметьев в предлагаемом видео.
5. Негативные и положительные черты СДВГ-симптомов у детей
Сложности с обучением, развитием речи, письмом возникают у ребенка при заболеваниях щитовидной железы, неврологических расстройствах, эпилепсии, нарушениях сна. Такие же проблемы сопровождают переезд, физическое насилие в семье, смерть близкого человека, развод родителей. Нельзя сбрасывать со счетов психологические расстройства, включая тревожность и депрессию.
Сопутствуют СДВГ симптомам у детей:
- Нарушения формирования умений и навыков, что негативно отражается на успешности обучения в детском саду и школе.
- Оппозиция и даже враждебность по отношению к другим детям и взрослым, умышленное непослушание, буйное поведение.
- Чрезмерная эмоциональность, плаксивость, быстрая утомляемость, появление необъяснимого желания прекратить игру с другими детьми.
- Нервный тик в виде подергивания мышц лица, длительное сопение, внезапные крики.
Помимо проблем, есть и позитив, заложенный в СДВГ. Активность — это непременное психологическое условие осуществления любой деятельности. Недостаток внимания и усидчивости меньше сказывается, когда дети мотивированы для выполнения игрового или учебного задания, повседневной работы.
6 замечательных качеств детей с СДВГ симптомами:
- Фонтанируют идеями, берутся все выполнить. Став взрослыми, пополняют ряды креативно мыслящих людей, востребованных шоуменов, артистов и мастеров на все руки.
- Легко отвлекаются, становятся мечтателями и прожектерами, но чаще замечают то, что другие не видят.
- Рассматривают много вариантов и альтернативных решений благодаря гибкости мышления.
- Энергия и драйв, стремление к успеху — характерные черты гиперактивного ребенка.
- Интересуются многими вещами, становятся незаурядными собеседниками.
- Проявляют завидный энтузиазм, с ними редко бывает скучно!
6. Как вести себя родителям и педагогам?
Симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности могут вызвать много проблем, если не лечить заболевание. Дети, не контролирующие себя, нередко испытывают трудности в школе, попадают в неприятные истории. Сложности в общении, разочарования приводят к низкой самооценке, депрессии.
Надо постепенно формировать приемлемую модель поведения дома и в школе, работать над социальной адаптацией. Говоря простым языком, облегчить ребенку жизнь в мире людей. Ориентироваться следует на рекомендации педиатров, неврологов и профессиональных психологов.
Вместе с врачами родители составляют индивидуальный план лечения. Лекарства используют, но одновременно с поведенческой терапией, поддержкой дома и в школе. Варианты помощи заключаются в соблюдении сбалансированной диеты, физической активности, изменение обстановки с тем, чтобы минимизировать отвлекающие факторы.
Вот эти вещества, которые стимулируют СДВГ-симптомы у детей:
- Красный очаровательный (E129).
- Апельсиновый желтый (Е110).
- Хинолиновый желтый (Е104).
- Пунцовый или понсо (Е124).
- Тартразин (Е102).
- Кармазин (Е122).
В предлагаемом видеоролике автор книг о гиперактивности детей, врач-невролог, профессор Л.С. Чутко рассказывает о современных подходах к диагностике и лечению СДВГ, характеризует лекарственные препараты и дает рекомендации родителям.
Разрушительному влиянию СДВ/СДВГ взрослые могут противопоставить системность, четкое взаимодействие, стимулирование правильного поведения. Ребенок также нуждается в родительской любви и уважении, поддержке и ободрении. Правильное поведение самих родителей снизит «градус» напряженности в семье, повысит шансы гиперактивного ребенка на успешную учебу и профессиональную карьеру.