Как может помочь метод ранних детских воспоминаний в выборе профессии?

Как может помочь метод ранних детских воспоминаний в выборе профессии?

Концепция Альфреда Адлера, оформившаяся как индивидуальная психология, базируется на его воззрениях о том, что самое раннее воспоминание клиента, как событие его жизни, закрепляется в психическом пространстве для того, чтобы связать прошлое с настоящим, выявить в раннем воспоминании нынешний стиль жизни индивида. Анализ ранних воспоминаний Альфреда Адлера – основной метод его индивидуальной психологии, с помощью которого можно наглядно вычленить жизненный стиль личности. В человеческой памяти бессознательно сохраняются и в дальнейшем могут вербализоваться именно те чувства и переживания, которые связаны с его настоящим состоянием и интерпретируют его подход к жизни. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности. А. Адлер указывает на то, что воспоминания никогда не вступают в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни индивида изменится под влиянием критических жизненных событий, то изменятся и его ранние воспоминания. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности.

Приведем наш пример.

Раннее воспоминание Марины М., 19 лет.

Однажды мама сообщила мне: «Сегодня мы идем в цирк!» «Цирк…а что это такое?» – спросила я. В тот момент я не знала, что это такое. Моя бабушка, глядя на меня, улыбнулась.

Наконец, мы в цирке! Все очень красиво, празднично, весело. Я смеюсь. Меня окружают взрывы смеха, улыбок и море огней. Я вижу разных артистов.

И теперь на вопрос, который я задала дома, сама отвечаю: «Цирк – это здорово!»

Шкала явного содержания раннего воспоминания

А. Персонажи, люди, упомянутые в РВ

3. Братья, сестры.

4. Другие родственники.

5. Люди, не являющиеся членами семьи.

7. Количество персонажей.

8. Отсутствие их.

9. Воображаемые или книжные персонажи

1. Рождение брата или сестры.

3. Болезнь, травма.

6. Вручение или передача чего-либо.

8. Получение внимания.

9. Ситуация страха или тревоги.

10. Открытая враждебность.

11. Возбуждение, вызванное новой ситуацией.

С. Внимание к деталям

6. Обонятельные ощущения

D. Обстановка (место действия)

2. За пределами дома.

7. Обстановка не ясна.

Е. Активность, пассивность субъекта

F. Внешний и внутренний локус контроля

1. Субъект принимает ответы на себя.

2. Субъект отстраняется от других субъектов, последствий, результатов

А) поведение субъекта

1. Совместное по отношению к среде

В) индивидуальные эмоциональные переживания

1. Угрожающее отвергающее

3. Утратил уверенность в себе

5. Плохо обращаюсь

3. Почувствовал уверенность в себе

5. Хорошо общаюсь

1.1. А) присутствие матери появляется в жизненном стиле избалованного ребенка.

1.1. В) мать может присутствовать в воспоминаниях у тех, кто нуждается в большом внимании с ее стороны.

1.1. С) мать может присутствовать в раннем воспоминании у хорошо адаптированных субъектов, которому она помогла адаптироваться в жизни.

1.3. Братья и сестры.

1.5. Остальные родственники

1.5а. Присутствие их может означать, что они баловали ребенка и «испортили» его.

1.6. Посторонние чужие люди

Присутствие посторонних людей свидетельствует о хорошей социальной адаптации исследуемого, об интересе по отношению к людям, на которых он распространяет свой интерес.

2.1. Новая жизненная ситуация

3. Способ восприятия ситуации объектом

3.1. Преобладающий вид чувствительности – зрительный:

«Все очень красиво».

3.2. Ощущение принадлежности

«Мы-ситуация» свидетельствует о высоком социальном интересе к окружающим.

3.3. Эмоции и чувства

«Меня окружают взрывы смеха»

Нахождение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания.

Темы, сюжеты, мотивы раннего воспоминания – все положительного характера, действие субъекта активное, сопровождается положительными эмоциями.

Жизнь для данного человека – это значит удивлять людей, общаться.

Таким образом, раннее воспоминание состоит из событий, поступков, обыденных действий, но индивид сам выбирает, что из этих событий важно для информации о нем, а что можно опустить. Можно предположить, что исповедь о себе, что называется, для себя будет включать множество ситуаций, касающихся только личности индивида. На наш взгляд, можно говорить об одновременном существовании в сознании индивида нескольких автобиографических элементов, о построении «биографии извне» (для внешних повествований о себе, ориентированных на социальную оценку) и «биографии изнутри» (как фиксации для самого себя своего жизненного пути).

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор педагогического факультета, ФБГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФБГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.

Метод ранних воспоминаний

является центральным в практике адлерианской консультации и психотерапии. Он используется в исследовательских, диагностических и психотерапевтических целях.

Адлер писал, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то Достопамятное. Оно говорит ему:

“Вот чего ты должен ожидать”, или: “Вот чего ты должен избегать”, или: “Вот что такое жизнь”. И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание — это напоминание» (там же). Кроме того, «воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит» (там же).

Метод ранних воспоминаний является центральным в практике адлерианской консультации и психотерапии. Он используется в исследовательских, диагностических и психотерапевтических целях. Такое исключительное положение метода ранних воспоминаний в системе индивидуальной психологии объясняется по крайней мере двумя причинами:

  1. «В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения . это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются» (цит. по: Сидоренко, с. 72-73);
  2. «Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает. Поэтому мы часто обнаруживаем в нем контраст между переживавшимся тогда состоянием слабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя» (там же).

Адлер писал, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то Достопамятное. Оно говорит ему:

“Вот чего ты должен ожидать”, или: “Вот чего ты должен избегать”, или: “Вот что такое жизнь”. И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание — это напоминание» (там же). Кроме того, «воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит» (там же).

Читать еще:  Плохой сон у ребенка 2 лет причины и лечение

Методика ранних воспоминаний обладает рядом как преимуществ, так и недостатков. К ее преимуществам относится следующее:

  1. «Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание — ведь это “просто факты”, и значение их не осознается. Едва ли кто-нибудь понимает свое раннее воспоминание. Таким образом, через ранние воспоминания люди признаются в своих жизненных целях, в своем отношении к окружающим и своем взгляде на мир нейтральным и не затруднительным для себя образом» (там же).
  2. «Для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить, и даже является ли оно вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые принимаются: их значение — в их интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь. » (там же).
  3. Компактность и простота метода позволяют использовать его для групповых исследований.

На желание и способность пациента воспроизвести какое-либо раннее воспоминание могут отрицательно влиять самые разнообразные факторы, в частности травмирующие события детства (например, инцест), изменение жизненного стиля, к которому не подходит никакое действительное воспоминание, мозговые нарушения и неврологические расстройства либо просто недостаточное доверие по отношению к психотерапевту и психотерапии. Кроме того, то, что субъект не может воспроизвести свои ранние воспоминания, часто имеет клиническое объяснение. «Эти люди не развивают у себя индивидуальных базовых убеждений и поэтому наобум бредут по жизни, по существу не представляя себе, что они такое и что такое жизнь. Они не обязательно должны быть тревожными или помешанными, скорее они растеряны, бесцельны. Наверняка им предлагали обратиться за терапевтической помощью, и они послушно обращались за ней, сами не зная почему. » (Manaster, Corsini, p. 188). Впрочем, возможен вариант, когда «люди, которые говорят, что у них “нет ранних воспоминаний”, позволяют нам прийти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают» (цит. по: Сидоренко, с. 74).

Иногда в таких случаях психотерапевты-адлерианцы предлагают человеку «придумать воспоминание». Многим людям это помогает спонтанно вспомнить что-нибудь, некоторые же оказываются в состоянии придумать лишь общие контуры «воображаемого» воспоминания, нечто фрагментарное, смутно выражающее какую-либо надежду или желание.

Адлер отмечал: «Использование воспоминаний для стабилизации настроения легко видеть в обычном поведении. Если человек переживает поражение и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некоей проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею. Таким образом, воспоминания в значительной степени служат той же цели, что и сны».

Манестер и Корзини предлагают для исключения случайных ситуативных влияний анализировать не одно, а 3, 6 или даже 10 ранних воспоминаний.

Существуют специальные вопросники ранних воспоминаний, например вопросник ранних воспоминаний The Early Recollections Questionnaire (ERQ). От испытуемого требуется записать 6 воспоминаний. Согласно процедуре, предлагается дать письменное изложение самых ранних воспоминаний. При этом подчеркиваются несколько важных моментов:

  1. старайтесь быть как можно более конкретным;
  2. не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
  3. не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не уверены, что это действительно с вами случилось;
  4. включайте все, что помните, даже то, что кажется вам незначительным;
  5. описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет;
  6. описывайте чувства, даже если они противоречивы;
  7. называйте имена присутствующих в воспоминаниях людей;
  8. опишите наиболее яркую часть;
  9. опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые вы в это время испытывали;
  10. попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;
  11. укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.

Ч. Аллерс и коллеги (Allers, White & Hornbuckle, p. 61-66) приводят более короткую инструкцию: человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии. Предлагается, чтобы это было одно событие, а не рассказ о серии событий. После того как пациент это сделает, консультант может задать уточняющие вопросы:

  1. что вы чувствовали;
  2. кто еще там был;
  3. помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события?

Использование метода анализа ранних детских воспоминаний

1. Метод “анализа ранних детских воспоминаний”был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях:

• исследовательской, позволяющей изучить специфику жизнен­ного стиля личности;

• диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить и понять актуальное состояние клиента;

• психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:

• позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тре­вожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику сво­его отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;

• ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позво­ляет работать с фантазиями клиента,

• может использоваться как для групповых, так и для индивидуаль­ных консультаций.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения:

• часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при оп­ределенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное со­стояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспомина­ния, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учи­тывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;

• у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными внеш­ними факторами:

Читать еще:  Опасность ударов головой при падении ребенка с кровати

– травмирующими событиями детства (инцест, насилие, депривация и т. п.);

– изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подхо­дило бы под новый жизненный стиль;

– различными мозговыми и неврологическими нарушениями;

– отсутствием доверия к консультанту и консультированию во­обще или недостаточным ощущением безопасности;

– субъективность интерпретаций, как и в любом другом проектив­ном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний.

2. Процедуры получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:

– через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов;

– ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуа­ции из детства. о использовании метода анализа ранних детских воспоминаний.

В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика:

• предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчай­ших деталей;

• основное внимание консультанту необходимо обратить на пер­вое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать необхо­димый материал, работать со следующими воспоминаниями;

• необходимо обратить внимание на определенные содержатель­ные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также по­нять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории;

• консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и про­интерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой катего­рии рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта;

• после сбора материала о ранних детских воспоминаниях кон­сультанту в беседе в клиентом следует обсудить, проанализиро­вать полученную информацию, и это может стать темой кон­сультативного процесса.

Выделяются следующие категории анализа ранних детских вос­поминаний:

• люди. присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях:

– родные и двоюродные братья и сестры;

– бабушки, дедушки и другие родственники;

– посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.);

тип событий, которые присутствует в воспоминании:

– опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания;

– болезни и смерть;

– проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.; « новые жизненные ситуации;

способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит:

– преобладающий вид чувствительности, то есть какая модаль­ность или система восприятия преобладала у клиента в той си­туации;

– ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — “Я” или “МЫ” употребляет клиент в описании ситуации из воспо­минания;

– чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10712 – | 7359 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Преимущества метода ранних воспоминаний.

1. Как правило, люди охотно их рассказывают, т.к. неискушенному рассказчику не понятен их глубинный символический смысл.

2. Для терапевта нет необходимости в установлении подлинности сюжетной и хронологической линии раннего воспоминания. Значение раннего воспоминания состоит в выводах и скрытом смысле, который влияет на дальнейший стиль жизни пациента и подлежит интерпретации.

3. Метод анализа ранних воспоминаний прост, компактен, может использоваться в групповой работе.

Недостатки метода.

1. Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства, не помнит, какое воспоминание было первым. Такое забывание может означать сопротивление, связанное со страхом дезорганизации, страхом лишиться привычной социальной маски, стереотипа. Иногда человеку бывает страшно узнать о себе глубоко то, что он знает поверхностно. Возможно, что человек не готов к сотрудничеству из-за страха каких-либо изменений. Причин может быть много, в том числе недостаток доверия к терапевту или ощущение небезопасности ситуации терапии.

Как правило, детство таких людей не было безоблачным, а мы знаем, что человеку свойственно вытеснять (забывать) неприятные переживания.

Когда клиент не продуцирует ранние воспоминания, есть другой выход. Можно, например, спросить его о любимой в детстве сказке или истории. Можно расспрашивать о семейных легендах, историях, передававшихся из поколения в поколение.

2. Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем. Как правило, с течением процесса терапии, с углублением в проблематику, пациенты продуцируют более обобщенные воспоминания, они имеют меньше отношения к актуальной жизненной ситуации.

3. Еще одна важная деталь, а именно интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.

Процедура анализа ранних воспоминаний.

При получении раннего воспоминания нужно объяснить клиенту, что ему:

1. Нужно описывать только то, что происходило до 8 лет; (техника используется со взрослыми пациентами или подростками старше 12 лет, до этого возраста работают с любимой сказкой).

2. Необходимо быть как можно более конкретным, не давать повторяющихся случаев, «характерных для его детства»;

3. Нужно рассказывать то воспоминание, которое придет в голову первым, даже если есть сомнения в подлинности происходившего, в составе участников, в его собственном участии. Если речь идет о сказке или семейной легенде, то имеет смысл получить рассказ в авторском исполнении, не давая клиенту возможности перечитать сказку или переспросить историю;

4. Стараться описывать самые мелкие детали, самые на первый взгляд незначительные подробности, события; называть имена присутствующих персонажей воспоминания

5. Хотелось бы, чтобы клиент описывал не только фактическую, сюжетную линию, но и чувства, даже если они кажутся неправильными, противоречивыми, дикими, глупыми;

6. Просить клиента примерно указать возраст, к которому относится это воспоминание;

В заключение процедуры получения воспоминания следует спросить клиента о том, что является наиболее ярким в воспоминании, какие события происходили до и после того, что там происходило. Возможно, у клиента появятся собственные догадки относительно смысла и цели своего поведения в раннем воспоминании.

Техники анализа раннего воспоминания.

1. Наиболее ранняя «классическая техника» состоит в том, что клиента просят рассказать свое самое раннее воспоминание, в котором он участвовал. Терапевт записывает дословно так, как рассказывает клиент то, что он говорил. После рассказа терапевт просит клиента остановиться на каком-либо моменте воспоминания, который оказался наиболее ярким (как правило, интерпретация именно этого момента поможет понять смысл проблемы клиента). Клиенту задаются следующие вопросы:

Читать еще:  Панариций на пальце руки у ребенка лечение комаровский

1. Что Вы чувствовали в этот момент? Почему?

2. Какой вывод Вы для себя сделали в этой ситуации?

3. Если бы эта ситуация произошла с Вами сейчас, что бы вы изменили?

2. Техника Уиллхайта.

Эта техника более структурирована, более детализирована. Клиента просят рассказать раннее воспоминание. Далее каждое предложение, сказанное клиентом, записывают на левой половине листа в столбик. Справа, после окончания рассказа клиента записывают чувства в каждый момент воспоминания. Таким образом, мы можем получить эмоциональную динамику ситуации. Следует обращать внимание на воспоминания со сходной эмоциональной динамикой, так как именно в них ключ к пониманию проблемы, а возможно и типа психопатологии клиента. По окончании возможен вопрос: «Что бы вы хотели изменить в данной ситуации и как тогда изменится Ваше состояние?» А. Адлер писал, что стиль жизни имеет цель и чувства никогда не противоречат ему, а подстраиваются под стиль жизни. Эмоциональный фон фиксирован как и стиль жизни. Поэтому данная техника бывает полезна для более глубокого понимания проблематики клиента.

Метод оценки зрелости психологической темы раннего воспоминания по Мэйман. (1978).

Мэйман писал о том, что зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость или незрелость нынешнего состояния психики человека. Иными словами, раннее воспоминание по теме можно отнести к той или иной стадии психосексуального развития по З. Фрейду.

Стадия развития Тема ранних воспоминаний
Оральная Темы воспитания, недоверия, удовлетворения желания, лишения чего-либо.
Анальная Темы бунтарства, неповиновения, власти, нанесения вреда себе и окружению, или послушания, опрятности, чистоплотности, заботы об имуществе.
Фаллическая Темы получения удовольствия от власти, силы, или боязни наказания за это удовольствие. Возможны сексуальные темы.
Эдипов конфликт Вражда, соревнование или гармоничные отношения и действия в семейной триаде.
Латентная Совместная деятельность и игры со сверстниками, принятие или отвержение группой, индивидуальные умения и достижения.

Такая методика позволяет получить более обобщенное и структурированное представление о психике клиента в целом.

Контент-анализ ранних воспоминаний. По Сидоренко Е. В.

Е. В. Сидоренко предлагает схему анализа ранних воспоминаний, содержащую несколько этапов. Эта схема предполагает работу с материалом клиента как индивидуально, так и в группе. Работа с ранним воспоминанием разделена на ряд этапов.

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.

2. Проверка гипотез.

3. «Инсайт» – постижение формулы жизненного стиля автора.

4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.

Итак, контент – анализ производится по содержательным категориям раннего воспоминания. Сидоренко Е.В. предложены следующие категории анализа:

Мать.

1.1 Присутствие матери может быть у человека с жизненным стилем избалованного ребенка либо у тех, кто нуждался в большем внимании с ее стороны. Мать может присутствовать в раннем воспоминании людей, которые оказались хорошо адаптированными благодаря ей.

1.2 Отсутствие матери бывает у людей, живущих с ощущением. Что мать ими пренебрегала. Может быть так, что и ребенок не был привязан к ней или был неудовлетворен своей жизненной ситуацией. Отсутствие матери может быть связано с переживанием детронизации из-за рождения следующего ребенка.

Отец.

2.1 присутствие отца бывает связано с обращенностью в детстве ко второму родителю, в связи с неудовлетворительными отношениями с матерью, может быть, отец использовался как замещающая материнская фигура в связи с рождением второго ребенка. Часто в ранних воспоминаниях присутствует фигура отца у избалованных в детстве людей, которые восстают против строгого отца.

Сиблинги.

Присутствие сиблингов в раннем воспоминании может быть свидетельством:

· пережитой или переживаемой детронизации;

· несамостоятельности, зависимости от них;

· развитого социального интереса и сотрудничества, возможно неудачного.

Кузены, кузины.

Если в раннем воспоминании присутствуют двоюродные сестры или братья того же пола, что и автор, то это может быть свидетельством стремления к расширению поля социального действия. Если противоположного пола – то неудачи во взаимодействии с представителями противоположного пола.

3. Бабушки, дедушки.

Возможно бабушки и дедушки баловали автора воспоминания в детстве, «испортили ребенка». Если бабушки или дедушки появляются в дружественной атмосфере, но при этом исключены другие люди. То это может продемонстрировать недостаток социальной адаптации автора.

Посторонние.

Присутствие посторонних людей может быть отражением развитого социального интереса, сотрудничества, человек осознает себя частью общества, активно включен в него. Возможно, посторонние люди рассматриваются как источник опасности, исходящей о них или от мира вообще. Посторонние люди могут также символизировать проявление несамостоятельности и страха автора остаться в одиночестве.

Контент-анализ ранних воспоминаний предполагает также и анализ типа ситуации, представленной в раннем воспоминании. Итак, наиболее часто встречаются следующие типы ситуации.

1. Опасность, несчастные случаи, различные повреждения. Этот тип ситуации означает, что человек сосредоточен на негативных сторонах событий, на враждебности жизни.

2. Болезнь, смерть.Страх и стремление лучше подготовиться к встрече с этими событиями. Часто встречаются у врачей.

3. Проступки, кражи, сексуальные проступки. Если ситуация воспринимается как нечто привычное, следовательно свидетельствует об огромных усилиях избегать этого.

Для полноценного анализа раннего воспоминания. Необходимо обратить внимание на преобладающий вид чувствительности. А. Адлер писал, что трудности или дефекты зачастую становятся источником развития социального интереса и это может быть отражено в раннем воспоминании.

Важно обратить внимание на то, звучит ли в раннем воспоминании переживание ощущения принадлежности. Это можно определить по тому Я или Мы-ситуация представлена раннем воспоминании. Мы-ситуация является представлением более развитого социального интереса и сотрудничества, однако важно кто из персонажей представлен в раннем воспоминании. Например, только члены семьи или более широкий круг людей.

Таким образом, завершен первый этап контент-анализа ранних воспоминаний- категориальный анализ.

Второй этап – формирование гипотез, их анализ и исключение тех, которые опровергаются какими-либо элементами воспоминания.

Третий этап – представляет собой попытку поиска формулы жизненного стиля автора воспоминания. Можно воспользоваться готовыми формулами, представленными у А. Адлера (см. Тему «Стиль жизни») и его последователей и уточнить их применительно к индивидуальности автора, можно и попытаться сформулировать свою. Формула жизненного стиля может начинаться словами: « Жить – это…..», «Жизнь – это…»…

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]