Нервный вокальный тик у ребенка симптомы и лечение

Вокальные тики у детей

Вокальные тики у детей – непроизвольное произношение различных звуков простых или сложных по своему характеру. Провоцировать тики могут респираторные инфекции, после болезни бронхитом, тонзиллитом, ринитом. Умственная перегрузка, травма головы – дополнительные внешние факторы, приводящие к появлению тиков. Важно исключить вероятность сопутствующих заболеваний, обратившись к психотерапевту и неврологу для точной диагностики.

Причины

Основные причины вокальных тиков у детей носят сугубо психогенетический характер:

  • Наследственность – с большей вероятностью заболевание возникнет у детей, родители которых тоже подвержены тикам или «неврозам навязчивых состояний». Симптомы могут проявиться в более раннем возрасте, чем у родителей.
  • Неспокойная обстановка (дома, в школе, садике) – конфликтующие родители, непосильные требования, запреты или же полное отсутствие контроля, недостаток внимания, механическое отношение: помыть, покормить, спать.
  • Сильный стресс – пусковым механизмом тика может стать испуг, эмоциональная травма, связанная с жестоким обращением, известие о смерти родственника.

Также тики могут иметь физиологические причины, к примеру, серьезные заболевания, недостаток магния в организме, нарушения работы ЦНС в результате:

  • родовых травм;
  • нарушений кровообращения мозга;
  • травмы головы;
  • перенесенного менингита;
  • внутричерепной гипертензии.

Симптомы

К простым вокальным тикам относят хмыканье, покашливание, свист, шумное дыхание, кряхтение. Ребенок издает затяжные звуки «ай», «и-и», «у-у». Иные звуки типа визга или свиста встречаются несколько реже.

Симптомы проявляют себя единично, серийно, бывают статусными. Если день был эмоциональным, пациент переутомился, к вечеру симптомы усиливаются. Простые тики у ¼ пациентов проявляются с моторными тиками в низких и высоких тонах:

  • При низких – больной подкашливает, прочищает горло, хмыкает, шмыгает носом.
  • При высоких – звуки уже более определенные, какие-нибудь гласные буквы. Высокие тона сочетаются со вздрагиваниями.

Также у детей диагностируют сложные вокальные тики, симптомы которых заключаются в:

  • произношении слов, в том числе ругательных – копролалия;
  • постоянном повторении слова – эхолалия;
  • быстрой, неровной, неразборчивой речи – палилалия;
  • повторении слов, бормотании – синдром Туретта (смотрите видео).

Подобные проявления доставляют массу проблем, ведь дети не могут нормально посещать школу из-за всплесков не контролированного потока брани и других речевых расстройств.

Лечение

Лечение вокальных тиков у ребенка проводится амбулаторно, чтобы госпитализацией не усиливать тревожное состояние, которое усугубит болезнь. Ребенка должен наблюдать детский невропатолог. У 40% детей тики исчезают самостоятельно, остальных приходится лечить долго и кропотливо. Очень эффективно проводит беседы с психологом, которых организует терапию для ребенка и его родителей. Понимание родителями непреодолимого характера заболевания только ускорит выздоровление.

Попытки подавить тики силой воли обычно приводят к усугублению тревожного состояния у ребенка, вызывая новую, еще более выраженную волну симптомов. Поэтому одергивать, напоминать ему, чтобы он сдерживался, тем более наказывать – жестоко и недопустимо.

Если тики у ребенка вызваны психологическими причинами, достаточно будет нормализации семейной обстановки, создания доброжелательной, благоприятной атмосферы, которая обеспечит наиболее эффективное лечение.

Уберите из окружения ребенка чрезмерные эмоциональные раздражители. Все равно, позитивные они или негативные – это стресс. Даже попытка отвлечения внимания ребенка от проблемы путем задабривания подарками, путешествий является серьезной нагрузкой на ЦНС. Лучше организовать щадящий режим дня, спокойную атмосферу в доме.

Проанализируйте, что является «спусковым крючком», что провоцирует вокальные тики у вашего ребенка. Выяснив источник раздражения, ликвидируйте его.

Часто источником является просмотр телепередач, тем более, если свет выключен. Мерцание света на экране телевизора меняет биоэлектрическую активность мозга ребенка. Поэтому, пока длится лечение, «общение» с телевизором и компьютером нужно свести к минимуму.

Чтобы ускорить процесс выздоровления «забудьте» о болезни. Не обращайте на тики внимания. Если они проявляет беспокойство по поводу недуга, объясните, что эти неприятности временные, скоро пройдут. Дети, которых мучают тики, становятся очень ранимыми. Им нужно помочь почувствовать защищенность, чтобы уверится в своих силах.

Снимайте напряжение расслабляющим массажем, ваннами с хвойными экстрактами, эфирными маслами, морской солью. Проводите сеансы физиотерапии и ароматерапии для детей.

Лечение медикаментами последний вариант решения проблемы гиперкинеза у детей. Его нужно применить тогда, когда предыдущие методы были бессильны.

Но, решаясь на лечение медицинскими препаратами, исключено самолечение. Даже если говорят, что для чьего-то ребенка с такой проблемой помогло, то это не значит, что оно поможет всем.

При медикаментозном лечении применяют две группы препаратов: антидепрессанты (фенибут, паксил) и антипсихотические средства или нейролептики (тиапридал, терален); они минимизируют симптомы двигательных явлений – это базовое лечение. Но могут быть еще дополнительные препараты. Они призваны улучшить процессы обмена в мозгу, предоставить дополнительно необходимые витамины.

Осложнения

Если вследствие лечения лекарствами гиперкинез исчез, прекращать их прием не нужно. Следующие полгода нужно продолжать их принимать. Потом можно постепенно снижать дозу одного приема пока совсем не будет сведен к нулю.

Быстро этот недуг проходит у детей, если он появился в возрасте от 6 до 8 лет. Если раньше (от 3 до 6 лет), тогда процесс выздоровления может затянуться до подросткового возраста. Появление тиковых признаков до трех лет нужно внимательно проверить врачу, так как причина может быть более серьезной, возможно, шизофрения, аутизм или опухоль мозга.

Тики у детей

Тики у детей – внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы, нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии, инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы. Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, церебрастеническим синдромом, тревожными расстройствами. Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Читать еще:  Гнойные прыщи на попе у ребенка причины лечение

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта. Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом, психиатром, психологом. Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ, МРТ головного мозга. Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия. Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон, гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж, электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны.
  • БОС-терапия. Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Читать еще:  Серная пробка у ребенка лечение в домашних условиях

Нервный тик у детей

Симптоматика нервного тика у ребенка может возникнуть в любом возрасте. Поэтому родителям необходимо быть к этому готовыми. Под тиком понимают молниеносное непроизвольное сокращение группы мышц на лице или в конечности. Его выраженность может меняться – от едва заметных подергиваний до тяжелых проявлений. Чтобы не допустить подобного, к специалисту необходимо обратиться при первых же признаках неврологического расстройства.

Симптомы и признаки

Чаще всего непроизвольное сокращение мышцы в той или иной части тела малыша возникает в возрасте от семи до десяти лет. Клиника нервного тика будет первичной – при расстройстве непосредственно в структурах головного мозга, либо вторичной – на фоне заболеваний внутренних органов.

Специалисты традиционно делят симптомы болезни на моторные – сокращения двигательных группы мышц, а также проявления вокального тика. Внешние признаки патологии:

  • покачивание головой – ритмичное, непроизвольное, повторяющееся;
  • приподнимание плеч – чаще с двух сторон;
  • дерганье щекой;
  • часто моргание;
  • дрожание губ;
  • поднятие бровей;
  • вздрагивание – без явных к тому причин.

Помимо непосредственно симптомов вторичных гиперкинезов, к вокальным проявлениям расстройства относят:

  • различные повторяющиеся звуки – хмыканье;
  • шмыганье носом;
  • посапывание;
  • посвистывание.

Усиление нервного тика у ребенка, симптомы и лечение которого, казалось бы, уже были установлены и скорректированы, может случиться при нервно-психологической нагрузке. Эмоциональный фон – потеря близкого человека, новый школьный коллектив, будет служить провоцирующим фактором к рецидиву болезни.

Отличить нервный тик от иных психологических расстройств можно по отсутствию негативной симптоматики в ночные часы – при состоянии дремоты, глубокого сна, малыш расслаблен, и сокращение мышечных волокон у него отсутствует.

Классификация

Насильственные движения, которые являются, по сути, единственным признаком тика у детей, всегда скоординированы, но неуместны. Они возникают внезапно, повторяются многократно, практически не поддаются контролю. Какого-либо вреда здоровью детей тик не наносит, но может сказаться на их социальной адаптации.

По характеру внешних проявлений:

  • моторные тики – моргание, напряжение крыльев носа, пожимание плеч;
  • для вокального тика у ребенка характерно покашливание, посапывание, либо хмыканье, шмыганье носом;
  • для ритуального вида расстройства присуще повторение определенной последовательности движений, к примеру, ходьба по кругу;
  • генерализованные формы нервного отклонения – у малыша появляется не один, а несколько моторных тиков.

По течению болезни:

  • простые – сокращение захватает одну группу мышц, к примеру, веко, щеку;
  • сложные формы – непроизвольные движения внезапно появляются сразу в нескольких частях тела ребенка.

По длительности эпизоды болезни бывают:

  • кратковременные – транзиторные тики у детей, с редкими обострениями;
  • постоянные – ежедневные, повторяющиеся несколько раз за сутки.

По возрасту больных:

  • у младенцев – причины врачи ищут в течение беременности и осложнениях при родах;
  • у младших школьников – начало учебной деятельности сопряжено с чрезмерными психологическими нагрузками;
  • нервный тик у подростка – гормональные изменения в организме вызывают стресс, отчужденность у сверстников, провоцируют нервные расстройства.

Безусловно, классификация заболевания может быть дополнена врачами. Так, для нервного тика глаза у ребенка специалист указывает провоцирующий фактор, степень тяжести патологии, а также поддается ли болезнь коррекции.

Диагностика

Сталкиваясь с нервными тиками у детей, врачи в первую очередь стараются выяснить причину их появления. Ведь в основе формирования расстройства лежит именно психологический сбой – напряжение в психоэмоциональной сфере ребенка.

Тщательный сбор анамнеза – расспрос родителей малыша, беседа непосредственно с ним самим, позволяют установить, что могло послужить толчком. Чаще всего причины тиков у детей кроются в следующем:

  • потрясение – пережитое малышом нападение, автоавария;
  • нарушение питания – дефицит микроэлементов в рационе;
  • переутомление – чрезмерная нагрузка школьной программы, строгие требования в спортивной секции;
  • наследственная предрасположенность – тик у ребенка, как следствие различных неврологических болезней в семье.

Консультация невропатолога – это первый этап диагностики нервных тиков. Врач оценивает как физическое развитие малыша, так и его психологические особенности. Анализу подлежат рефлексы, когнитивные способности, общее состояние здоровья.

Предположительный диагноз в последующем будет подтвержден, либо опровергнут результатами лабораторных и инструментальных исследований. Так, специалист порекомендует провести электроэнцефалографию, томографию головного мозга, общий, а также биохимический анализ крови. УЗИ внутренних органов позволит изучить их функциональные особенности, присутствие хронических болезней. Только после тщательного изучения всей информации, специалист даст свое заключение и подберет соответствующее лечение.

Медикаментозная терапия

Поскольку организм детей находится в непрерывном развитии – и головной мозг, и скелетная мускулатура, то коррекция двигательных расстройств, как по-иному именуют моторные тики у ребенка, должна быть подобрана врачом. Самолечение абсолютно недопустимо – некоторые медикаменты наносят непоправимый вред.

Фармакологическая промышленность предлагает множество безопасных препаратов, чтобы вылечить нервные расстройства у детей. Как правило, активные вещества в них на растительной основе. К примеру, «Ново-Пассит», «Баюшки-Баю», «Крепкий сон». Дозы, кратность приема, а также продолжительность курса лечения тика врач определит с учетом возраста малыша, выраженности негативной симптоматики.

При отсутствии положительного результата, как лечить нервный тик у ребенка, специалист будет определять с учетом этиологии болезни, рекомендаций психотерапевта, результатов дополнительных диагностических процедур. Так, допускается введение в схему лечения антипсихических препаратов, транквилизаторов.

Симптоматическая терапия позволит улучшить деятельность головного мозга детей, что, в свою очередь, устранит голосовые тики. К примеру, специалист порекомендует курсовой прием ноотропных средств, витаминно-минеральных комплексов, дезагрегантов, биодобавок.

При потребности восполнить запас микроэлементов – кальция, фосфора, магния, малышу с тиком врач назначит лечение соответствующими таблетками и растворами. Хорошо зарекомендовал себя Кальция глюконат, Панангин. Одновременно допускается использование при детских тиках рецептов народной медицины – настои и отвары целебных трав, в которых также присутствуют витамины, эфирные масла. Однако, каждый из подобных рецептов предварительно следует согласовать с лечащим врачом.

Немедикаментозная терапия

На раннем этапе появления, тики у детей лучше лечить вовсе без введения в организм малыша химических веществ. Основные направления безмедикаментозной терапии:

  • индивидуальная психотерапия – беседы с психотерапевтом, сказкотерапия, арт-терапия;
  • коррекция психологической обстановки в семье – отсутствие ссор между родителями в присутствии малыша, снижение уровня требований к успеваемости в школе;
  • организация режима труда и отдыха по возрасту ребенка – тики часто сопутствуют нервному истощению, переутомлению;
  • физиотерапия – отлично зарекомендовал себя в борьбе с детскими тиками электросон;
  • детский массаж – улучшает кровообращение внутри головы, расслабляет спазмированные группы мышц;
  • сон – ночной отдых в хорошо проветриваемом, затемненном, тихом помещении.

Пересмотреть необходимо и рацион малыша – нервные тики будут появляться, если в питании преобладают хлебобулочные и макаронные изделия, фаст-фуд. Тогда как для здоровья нервной системы необходимы свежие овощи и различные фрукты, салаты и каши, красное мясо и жирные сорта рыбы.

При легком течении болезни, в терапии тиков у детей можно вовсе обойтись без лекарств. Достаточно выяснить основную причину расстройства и устранить ее – конфликт в семье, в школьном коллективе, между сверстниками, психокоррекция пережитого страха, стресса, потрясения.

Профилактика

Приоритетным направление терапии неврологических расстройств, в том числе нервных тиков у детей, безусловно, является их профилактика. Чтобы не допустить появления болезни достаточно внимательно относиться ко всем потребностям детского организма.

Так, в питании ребенка упор должен приходиться на овощи и фрукты, каши и молочные продукты. Сбалансированность витаминов и микроэлементов позволит нервной системы формироваться и трудится в полную силу, без таких сбоев, как тик.

Читать еще:  Стоматит на языке у ребенка лечение в домашних условиях

Режим дня малышей – это важная составляющая их здоровья. Активные игры лучше чередовать с продолжительными прогулками на свежем воздухе, а также обязательным дневным сном. В этом случае кора головного мозга успеет восстановиться и продолжит свою работу правильно.

Однако, важное условие здорового развития малыша – это забота и любовь его родителей. В спокойной семейной обстановке, с максимальной поддержкой родителей дети растут психологически сильными, выносливыми, полноценными членами общества.

Тики у детей

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; февраль; 2016; стр.44-48

Л.C. Чутко, профессор, д. м. н., С.Ю. Сурушкина, к. м. н., Центр поведенческой неврологии Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук, г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: kids, tics, Pantogam syrup
Key words: дети, тики, Пантогам сироп

Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы. Тикозные гиперкинезы – тики (от французского tic – судорожное подергивание) – представляют собой внезапные, непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся движения, охватывающее различные мышечные группы. Такие гиперкинезы напоминают нормальные координированные движения, варьируют по интенсивности и отличаются отсутствием ритмичности, могут временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируются [1]. Тики являются распространенным заболеванием, особенно в детском возрасте. По различным данным литературы, эта патология встречается у 4-7% детей в популяции [2-5].

Тики могут быть двигательными (моторными) и голосовыми (вокальными).

В 10-м пересмотре международной классификации болезней (МКБ-10) выделены следующие основные виды тиков.

F95.0 – преходящие тики

Диагностические критерии преходящего тика (F 95.0)

1. Одиночные или множественные двигательные или голосовые тики возникают много раз в течение дня, практически ежедневно, в течение не менее 2 недель, но не более года подряд.
2. В анамнезе нет периодов, когда тик непрерывно сохранялся более года и соответствовал критериям синдрома Жиля де ля Туретта (СТ) или хронического тика.
3. Тик не связан с непсихическими заболеваниями, такими как болезнь Гентингтона, вирусный энцефалит, интоксикации или двигательные расстройства, вызванные лекарственными препаратами.

Это наиболее распространенный вид заболевания, при котором гиперкинезы чаще выражены в виде простых изолированных моторных тиков. Наиболее часто в такие тики вовлекается лицевая мускулатура (моргание, нахмуривание бровей и т. д.). Главный признак преходящих тиков – их спонтанная ремиссия не позднее 1 года после их появления.

F95.1 – хронические моторные или вокальные тики

Диагностические критерии хронического тика (F95.1)

1. Имеются либо двигательные, либо голосовые тики.
2. Тики возникают много раз в течение дня, практически ежедневно или с перерывами, в течение года и более.
3. Тик не связан с непсихическими заболеваниями, такими как болезнь Гентингтона, вирусный энцефалит, интоксикации или двигательные расстройства, вызванные лекарственными препаратами.

F95.2 – синдром Жиля де ля Туретта (СТ) -комбинирование множественных моторных тиков и одного и более вокальных тиков. Моторные и вокальные тики при этом расстройстве могут возникать не всегда одновременно.

Диагностические критерии синдрома Туретта (F95.2)

1. Множество двигательных и один или более голосовых тиков, хотя не всегда одновременно.
2. Тики возникают много раз в течение дня, обычно приступообразно, практически ежедневно или с перерывами, в течение года и более.
3. Количество, частота, сложность, выраженность и локализация тиков меняются.
4. Тик не связан с непсихическими заболеваниями, такими как болезнь Гентингтона, вирусный энцефалит, интоксикации или двигательные расстройства, вызванные лекарственными препаратами.

В этиопатогенезе тиков играют роль генетические и иммунные механизмы, перинатальная патология, а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга [6-9].

В 90% случаев тики начинаются в возрасте от 3 до 15 лет. Наиболее часто они появляются в 6-8-летнем возрасте и могут учащаться в период пубертатного возрастного криза [10]. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что в 8,5% случаев заболевание появилось после первых дней в школе («тики первого сентября») [11].

Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов – тревоги, страха, смущения. Течение носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул.

Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции приносит моментальное облегчение. Необходимо отметить, что при расспросе врача о тиках гиперкинезы у пациента могут усилиться.

По частоте тики идут в порядке убывания от верхней части лица к нижним конечностям, причем наиболее распространенным является моргание, затем следуют тики нижней части лица, шеи и плеч и далее – туловища и конечностей. Полученные нами данные свидетельствовали о том, что наиболее частыми тикозными гиперкинезами в наблюдаемой группе являлись моргание и поднятие бровей. Во многих случаях у пациента отмечалось сразу же несколько тиков.

Комплекс лечебных мероприятий при тиках включает режимные моменты, психотерапию, фармакотерапию, биологическую обратную связь. Основными задачами лечения являются улучшение социальной адаптации и уменьшение гиперкинезов. Следует стремиться не к полному отсутствию гиперкинезов, что иногда недостижимо, а к их значительному уменьшению. Лечение тиков лучше проводить в амбулаторных условиях, так как госпитализация может усилить тики. К сожалению, иногда тики оказываются толерантными к лечению. Зачастую после значительного улучшения могут наступать рецидивы.

Комплексность лечения предполагает большую роль психотерапевтических и психокоррекционных методик.

При фармакотерапии тиков необходимо соблюдение ступенчатого подхода, в соответствии с которым лечение начинается с наиболее «мягких» препаратов, характеризующихся минимумом побочных эффектов. В дальнейшем при необходимости осуществляется постепенный переход к более эффективным препаратам, использование которых, к сожалению, зачастую сопровождается нежелательными осложнениями. Их применение следует начинать с малых доз с постепенным повышением дозы. Традиционно при лечении тиков применяются ноотропные препараты (Пантогам ® , пикамилон), анксиолитические средства (ноофен, атаракс) и нейролептические средства (галоперидол, тиаприд) [4, 10, 12, 13].

Из ноотропных средств для лечения детей с тиками наиболее широко применяется препарат Пантогам ® , относящийся к производным гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Пантогам ® – высокоэффективный ноотропный препарат, являющийся R(D)-4-[(2,4-дигидрокси-3,3-диметилбутирил)амино]-бутиратом кальция, высшим гомологом R(D)(+)-пантотеновой кислоты, в которой бета-аланин замещен на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Механизм действия обусловлен прямым влиянием Пантогама на ГАМКБ – рецептор-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам ® повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность [14].

Пантогам ® выпускается в таблетках по 250 мг, 500 мг и в виде 10%-го сиропа. Разовая доза для детей составляет 2,5-5 мл (0,25-0,5 г), суточная доза – 7,5-30 мл (0,75-3 г). Курс лечения составляет 1-2 месяца.

Проведенные нами исследования показали, что после курса Пантогама уменьшение тиков отмечалось у 61,7% детей, страдающих данным расстройством. Оценка состояния с помощью шкалы SNAP-IV после курса Пантогама-сиропа продемонстрировала значительное снижение показателей невнимательности и гиперактивности. Родители сообщали о том, что дети стали усидчивее во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий, меньше отвлекались во время уроков, быстрее справлялись с заданиями.

При визуальной оценке электроэнцефалограммы после курса Пантогама регистрировались следующие положительные изменения: уменьшение низкочастотных колебаний, возрастание представленности альфа-активности в затылочных областях.

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать использование препарата Пантогам ® в качестве средства лечения тиков у детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector