Особенности процесса глотания. Почему отсутствует соматическое глотание.

Особенности процесса глотания. Почему отсутствует соматическое глотание.

Как глотание влияет на формирование прикуса

Что важно знать родителям о функции глотания их детей? Почему неправильное глотание влияет на формирование неправильного прикуса?

Как Вы думаете, сколько мышц участвует в акте глотания? Целых 22 мышцы! При глотании работают не только челюстно-лицевые мышцы, но и мышцы глотки, а также подъязычной области. Ведь глотание – это сложный рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок перемещается через глотку и пищевод в желудок.

Выделяют два вида глотания: инфантильный (с рождения ребенка и до 2 лет) и соматический (от 2 лет).

Почему младенец во время приема пищи, а именно при сосании, может одновременно дышать?

Малышам присущ инфантильный (лат. infantilis младенческий) тип глотания, в процессе которого благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в ротик малыша, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку, то есть осуществляется пассивное протекание жидкости к глотке. А у взрослых это абсолютно невозможно. Ребенок рождается уже с заложенным, хорошо развитым рефлексом глотания, который перестраивается к прорезыванию молочных зубов (24-30 месяцев).

По мере прорезывания молочных зубов функция сосания заменяется функцией жевания, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический (греч. soma тело). То есть, до 2 – 2,5 лет инфантильный, младенческий тип глотания является нормальным. После прорезывания всех молочных зубов педиатры и детские стоматологи рекомендуют родителям изменить рацион питания ребенка – ввести в рацион пищу для пережевывания: фрукты, сырые овощи, подсушенный хлеб. При употреблении только жидкой или мягкой пищи, даже несмотря на наличие зубов у малыша, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

Признаки соматического глотания:

  • Губы сомкнуты без напряжения
  • Круговая мышца рта неподвижна
  • Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
  • Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у Вашего ребенка:

  • губы не смыкаются
  • губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
  • язык находится между зубов и отталкивается от губ (Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами – нарушение глотания)
  • участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
  • участвуют мышцы шеи

Все это признаки инфантильного (атипичного) глотания, которое после 2 – 2,5 лет жизни ребенка не является физиологичным, а, наоборот, приводит к множеству ортодонтических проблем: ведь человек глотает около 600 раз в сутки, в том числе 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время и большинство глотков делается бессознательно. При таком частом давлении языка на зубы происходит чрезмерный наклон передных зубов вперед.

Из-за того, что язык большее время находится между зубами, формируется открытый прикус, и если даже выровнять зубы и исправить прикус, но не нормализовать положение и функцию языка, зубы снова займут прежнее положение и прикус «искривится».

При сжатии губ во время атипичного глотания происходит сильное блокирующее давление на передний участок челюстей.

В результате преобладания внешнего мышечного давления (щеки, губы) над внутренним (язык) происходит:

  • деформация зубных рядов
  • формирование неправильного прикуса
  • искривление зубов
  • нарушение артикуляции языка
  • формирование неправильного произношения звуков (чаще всего межзубной сигматизм)

При инфантильном типе глотания язык выполняет лишь самые простые движения, язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз – макроглоссия.

Причины, вызывающие атипичное глотание:

  • длительное сосание соски, соски-пустышки
  • соска подобрана неправильно (при искусственном вскармливании): большая по размеру, большое отверстие в соске, нефизилогическая форма соски и другое
  • позднее введение прикорма в рацион малыша
  • позднее или недостаточное включение в рацион твердой пищи
  • позднее прорезывание молочных зубов
  • ранняя потеря, удаление передних молочных зубов
  • частые простудные заболевания у ребенка
  • короткая уздечка языка
  • ротовое дыхание

Что нужно делать, если у ребенка наблюдается атипичное глотание?

Прийти на консультацию к ортодонту. Доктор внимательно осмотрит Вашего ребенка, установит причину и предложит соответствующее лечение в зависимости от ситуации и возраста малыша. Для маленьких детей, как правило, назначается гимнастика для губ и языка. Также существуют специальные ортодонтические аппараты для тренировки мышц. Частая практика – ортодонт работает совмесно с логопедом. Если же причина атипичного глотания в короткой уздечке языка – доктор направит Вашего ребенка на консультацию к хирургу-стоматологу для проведения пластики уздечки языка. Если у Вашего ребенка частые насморки, он спит с открытым ротиком и Вы слышите, что ребенок иногда храпит, то доктор порекомендует отвести ребенка на консультацию к ЛОР-врачу.

врач-ортодонт Антонина Фартушная

Влияние функции глотания на формирование зубочелюстной системы

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: язык при соматическом глотании расположен в передней трети твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Читать еще:  Диарея и рвота у ребенка без температуры лечение

Если проанализировать более подробно биомеханику этого процесса, акт глотания в целом складывается из двух фаз: сначала движениями языка пища подается на режущую поверхность зубов, где она смешивается со слюной, затем при сокращении мускулатуры дна полости рта (подъязычная кость, гортань и спинка языка) прижимается, поднимаясь спереди назад к твердому и мягкому нёбу, оттесняя ее к зеву. Первая фаза глотания произвольна и связана с действием языка и мускулатуры дна полости рта. Как только пища пройдет зев, глотание становится непроизвольным. Первая фаза глотания занимает 0,7—1 с, а вторая (прохождение пищи по пищеводу) — от 4—6 и до 8 с.

Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба. Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

При инфантильном типе глотания язык ребенка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо. В результате нередко ошибочно ставится диагноз макроглоссия, в то время как язык ребенка просто недостаточно развит и подвижен. Неправильное глотание очень часто сочетается с ротовым или смешанным типом дыхания. Именно поэтому проблема коррекции миофункциональных нарушений у таких детей стоит особенно остро.

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Упражнения для нормализации функции глотания

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1—2—3— 4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

Упражнение 1. Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому. Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок. Проводить кончиком языка по язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов, как бы пересчитывая их, щелкать языком, для чего присосать язык при сомкнутых губах к твердому нёбу, и, медленно открывая рот, упереться кончиком языка то в одну, то в другую щеку.

Упражнение 2. На кончик языка положить резиновое кольцо от пипетки, язык поднять вверх и прижать его к переднему участку твердого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, не смыкая губ, проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Упражнение повторять 5—10 раз 3 раза в день. Это же упражнение выполнить не с кольцом, а с водой, которую необходимо проглотить.

Упражнение 3. Поднять язык вверх и расположить у переднего участка твердого нёба, затем переместить по своду твердого нёба в переднем отделе и максимально назад до мягкого нёба.

Упражнение 4. Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Выполнять 50—60 раз.

Упражнение 5. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое нёбо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребенку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (приложение 1).

Нарушение глотания причины, способы диагностики и лечения

Нарушение глотания или дисфагия — затруднение или полная невозможность прохождения пищи по пищеводу, которая сопровождается дискомфортом и болезненными ощущениями в горле. Это нарушение рефлекса глотания, при котором прерывается координация мышц пищевода, в результате чего пищевой комок не может пройти через пищевод в желудок.

Проблема может быть вызвана попыткой проглотить слишком большой кусок пищи или нарушениями перистальтики пищевода. Нарушение перистальтики грозит осложнениями со стороны дыхательной системы, снижением веса и истощением организма, и требует безотлагательного обращения к врачу.

Читать еще:  Чем лечить аллергический насморк у ребенка 2 лет

Содержание статьи

Причины нарушения глотания

Если проблема с проглатыванием пищи возникла разово, скорее всего, это механическое ограничение, обусловленное тем, что кусок пищи слишком большой и не соответствует размеру просвета пищевода.

При регулярном повторении нарушения глотания стоит предположить наличие функциональных дефектов перистальтики, которые возникают при:

  • повреждении языко-глоточного нерва;
  • параличе языка;
  • поражении мышц пищевода и глотки после перенесённого инсульта;
  • повреждении гладкой мускулатуры пищевода на фоне миопатии, нейропатии, алкоголизма и других болезней и патологий.

Реже к проблемам с глотанием приводит сужение и повреждение пищевода вследствие:

  • отёка на фоне стоматита или ангины;
  • глоточного или пищевого стеноза;
  • рубцевания после сильных термических и химических ожогов, перенесённых операций и травм пищевода;
  • разрастания опухолей при раке пищевода;
  • развития на стенках пищевода доброкачественных новообразований, например ангиом, полипов.

В единичных случаях нарушение глотания является сопутствующим симптомом болезни Паркинсона, церебрального паралича, системной склеродермии, хронического воспаления лёгких и других заболеваний.

Типы нарушения глотания

Типы дисфагии выделяют в зависимости от того, дисфункция какой части пищевода послужила причиной патологии и насколько она выражена.

По локализации патологии

  • Ротоглоточная или орофарингеальная дисфагия — возникает препятствие прохождению пищевого комка из глотки в пищевод.
  • Эзофагеальная или пищеводная дисфагия — перекрыт просвет пищевода или нарушена работа его мышц.
  • Сбой в своевременном расслаблении перстевидно-глоточной мышцы, что приводит к развитию дивертикул пищевода и хронической патологии лёгких.

По степени выраженности

По тяжести проявлений выделяют 4 типа нарушений глотания:

  • пациент испытывает сложности или вообще не может проглатывать только некоторые виды твёрдой пищи;
  • не получается проглотить любую твёрдую пищу, при этом полужидкие и мягкие продукты проходят без труда;
  • человек может питаться исключительно жидкой пищей;
  • глотание невозможно полностью, по глотке не проходит любая пища, даже жидкая.

Что происходит при нарушении глотания

  • Пациент теряет возможность глотать только твердую пищу, в более тяжёлых случаях — жидкость, слюну.
  • Содержимое желудка попадает обратно в пищевод и горло. Появляется ощущение кома в горле из-за того, что кислая среда желудка попадает в глотку и обжигает слизистую.
  • В процессе глотания появляется чувство нехватки воздуха.
  • После приёма пищи на некоторое время остается чувство, будто она застряла в горле.
  • Появляется боль в горле, одышка.

Методы диагностики

Чтобы поставить диагноз и выявить причины нарушения глотания, врач клиники ЦМРТ записывает жалобы пациента и проводит специальные пробы с глотанием твёрдой пищи и воды. Для всесторонней оценки состояния пациенту назначают дополнительные аппаратные обследования, например, рентген пищевода с контрастом, ультразвуковое исследование щитовидной железы, магнитно-резонансную томографию. В некоторых случаях, например, при подозрении на онкологическое новообразование, проводят анализы крови на онкомаркеры, а также другие лабораторные анализы.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Инфантильное глотание

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

– длительным сосанием соски,

– поздним включением в рацион твердой пищи,

– поздним прорезыванием временных зубов,

– короткой уздечкой языка,

К неправильному типу глотания также может привести:

– Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

Читать еще:  Что такое обезвоживание у ребенка симптомы и лечение?

– Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

– Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

– Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки.

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что от регулярного выполнения Вашим ребенком предложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Пластинка MUPPY®с бусинкой

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector