Ребенок ковыряет ногти на руках причины и лечение

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно – и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.

О вредной привычке

Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.

По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.

Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.

В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.

Грызть ногти — вредно:

  1. Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
  2. Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.

Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Причины привычки

Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.

Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.

Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.

Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.

Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.

Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе – и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.

Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия – это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит – очень даже можно.

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому – например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Советы

Не стоит думать, что онихофагия — явление возрастное, и подросший карапуз «перерастет ее», повзрослеет и вдруг поймет, как это плохо и некрасиво, и перестанет грызть ногти. Этого почти никогда не происходит.

Маленькие хитрости замещающей терапии заключаются в том, чтобы предложить ребенку достойную «замену» – например, орешки или семечки, если его возраст позволяет и нет аллергии на орехи.

Каждый вечер перед сном маме нужно внимательно осматривать ногти ребенка. В случае появления заломов, заусенцев, расслоений следует аккуратно исправить дефект с помощью маникюрных ножниц и пилочки, чтобы у ребенка не было соблазна что-то отгрызть самостоятельно. Так будет формироваться новая привычка, полезная и нужная — ухаживать за ногтями регулярно.

Читать еще:  Налоговый вычет на лечение ребенка до 18 лет пример

Как отучить ребенка грызть ногти расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

  • Грызет ногти
  • Доктор Комаровский
  • Синдром навязчивых движений
  • Комаровский о синдроме

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ребенок ковыряет ногти на руках причины и лечение

Когда Ре кормила грудью, она всегда во время кормления теребила сосок другой груди, и если я закрывала грудь, то сразу нервничала, плакала, пока не дам снова теребить.
Присоединились ногти с рождением младшей сестры.

Я пыталась: рассказывала, что грязь под ногтями, что ногти будут некрасивые, не обращала внимание; говорила, что когда хочешь поколупать ногти – играй с пальчиками (потешка), делала маникюр на ногти: красила ярким лаком, чтоб явно было заметно, что не красиво получается ли как красиво, когда не колупаешь.

Колупает – когда засыпает, когда ест, когда на качели качается, т.е. в любую свободную минутку. И это прогрессирует.

Обращалась к психологу (где-го в сентябре, как раз повод обращения был – адаптация в д/с и затронула эту тему.) Она сказала, что в этом возрасте им нужно чем то занять руки, предложила игрушку, но ребенок не хочет занимать руки хвостиком игрушки или платочка, даже браслетик ей не нравиться. У нас уже такие воспаленные ногти, все до мяса. Вернуться к началу

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21196
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Чт Июн 03, 2010 10:52
Добрый день!

Здесь обсуждаются сходные ситуации.

Черемушка
Студент

На сайте с 02.09.09
Сообщения: 1597
В дневниках: 11
Откуда: Ленинский район. Забираю-отвожу через РЦР Западный

Добавлено: Чт Сен 23, 2010 9:45
мы сходили к психологу 2 мес. назад, выяснили в чем ПРИЧИНА! Оказывается у нас сейчас кризиз 3-х лет, и у ре естественная потребность ДЕЙСТВОВАТЬ самой, а мы ей “крылышки” подрезали, с рождением младшей дочери – все ей говорили: НЕ кричи, НЕ мешай, НЕ наступи и еще много НЕ, бедная моя девочка. Как нам объяснила психолог, у нее потребность в действии блокировалась, и вылилось в другом действии – ковырянии. Если вернуть все на свои места, то и “ковыряние” уйдет.
Около мес. мы работали над собой, вовлекали ее в деятельность, совместно в младшей сестренкой, подбирали нужные слова, РЕЗУЛЬТАТ ЕСТЬ.
гораздо реже замечаю ее за этим занятием, думаю скоро совсем справимся!
Вернуться к началу

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21196
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Вс Сен 26, 2010 13:43
Добрый день!

Рада, что ситуация разрешилась.

И приятно читать, что работа с психологом дает ощутимый результат. Радостно за коллег и профессию в целом. Спасибо, что написали о результатах своей работы.

katushkaa
Академик

На сайте с 18.12.06
Сообщения: 51532
В дневниках: 27407
Откуда: Вокзал Главный
Карта № 000396

Добавлено: Пт Окт 01, 2010 0:47
Черемушка
как сейчас.

у меня с сыном примерно так же было + ещё губы кусает.

Сходили мы с ним к маникюрше пару раз – прекратилось.
Но проблему не решили, прямо даже не представляю, где теперь вылезет

АнечЬка
прямая дорога мне к вам

Вернуться к началу

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21196
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Сб Окт 02, 2010 14:40
Добрый день!

Чем я могу Вам помочь?

katushkaa
Академик

На сайте с 18.12.06
Сообщения: 51532
В дневниках: 27407
Откуда: Вокзал Главный
Карта № 000396

Добавлено: Сб Окт 02, 2010 17:04
АнечЬка
никак не могу выяснить причину
сначала ногти ковырял, губы обкусывал

теперь, с ногятми полегче стало, а вот губы до сих пор обкусывает

Вернуться к началу

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21196
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Вт Окт 05, 2010 16:59
Добрый день!

Попробуйте провести хронометраж дня ребенка: Вы наблюдаете за ребенком весь день и записываете, в какой момент, после или на фоне каких событий он тянет руки в рот.

Для достоверности информации лучше наблюдать пару-тройку дней.

Такие записи помогут понять причину или хотя бы определить состояние ребенка, в котором он кусает губы, а значит, этим действием станет возможно управлять (избегать).

Екатерина30
Аспирант Сибмамы

На сайте с 23.11.09
Сообщения: 3386
Откуда: Заельцовский район

Добавлено: Вт Окт 05, 2010 18:09
моему 13 лет тоже постоянно грызет ногти что делать? может его нервы?

Вернуться к началу

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21196
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Чт Окт 07, 2010 13:25
Добрый день!

Как мальчик сам объясняет свои действия? Он сознательно это делает ,чтобы себя занять? Или это действие происходит как бы само собой?

В какие моменты пальцы тянутся ко рту?

Его самого эта привычка тяготит?

Екатерина30
Аспирант Сибмамы

На сайте с 23.11.09
Сообщения: 3386
Откуда: Заельцовский район

Добавлено: Чт Окт 07, 2010 23:00
АнечЬка

а садится смотреть телевизор руки в рот. о чем то задумался опять в рот, я думаю наверно наследственное папа тоже ногти грызет, ообенно когда нервничает

Вернуться к началу

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21196
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Добавлено: Вс Окт 10, 2010 10:55
Добрый день!

Необходимо сделать это действие осознанным – придумать мягкую и необидную форму указания на совершаемое действие. И поработать с папой, являющимся источником непродуктивной модели управления эмоциональным состоянием.

Хелп! Девочка обдирает ногти!

Девочки! Прошу помощи ! Дочке 4,6 года, спокойный ребенок, последние месяца 3 начала обдирать ногти под самый корень. На больших и указательных пальцах до половины ногтевой пластины сдирает. Уже начала менять форма ногтя. Уже и разговаривала и наказывала, и показывала фото какими они могут быть. . Ничего не помогает. Я ей обрежу подпиляю, ухватиться не за что, на следующий день опять ободранные ногти до мяса. Сейчас психанула, замотала пластырем, сидит рыдает.

P. S. Девочки которые занимаются ногтями, скажите если сейчас это остановить,если она перестанет их обрывать, есть возможность восстановить ногтевую пластину до первозданного вида! ? и может какие то процедуры надо делать?

P. S .S . у невролога были, со своей стороны он ничего не увидел.

Опубликовано 30 июня 2017, 20:29

61 комментарий

Zugzwang 30 июня 2017, 20:30 5

сводить к неврологу, имхо

djekson 30 июня 2017, 22:07

Мне 30 и до сих пор (с 3дет) не могу избавится от этой привычки,старший сын та же фигня,младший совершенно этого не делает.

Natali02vik 1 июля 2017, 00:42 1

Поменяйте невролога и бегом к психологу , только не к государственному . Чтоб Вам была ясна картина, что происходит с ребенком зайдите в поисковик и наберите что означает действие вашего ребенка на языке психосоматике . И скажу больше, проблема в вас мама и папа, а дете только отражает, что происходит в семье.

labyten 4 октября 2017, 21:59 1

Здравствуйте ,со своей стороны хочу сказать то ,что вы описываете это подходит к нескольким видам невроза. Советую вам сменить врача и обратиться к другим специалистам. По реакции ребёнка он так себя успокаивает . и когда ребенок производит такого рода действия это для него нормально и он. Себя так успокаивает. Начните с простого спасайте ногти. Срочно много терпения к ребёнку. Я бы дала пропить ребёнку витамины с группой Б такие как карбонат самый простой . и попробуйте дать ребёнку глину или пластилин.в свободном доступе по играйте с ним пусть лепит. И ещё нужно придумать другой ритуал для успокоения . и попробуйте узнать ребёнка что её беспокоит . или что является причиной её беспокойства. Автор здоровья вам и ваши. Детям.

Asenka 30 июня 2017, 20:34 1

Что такое «обдирает»? Она их грызет, срывает об одежду, механически повреждает из-за мягкой ногтевой пластины?

Britanika 30 июня 2017, 21:08

Срывает так,что ножницам там делать уже нечего.

MamaVari 30 июня 2017, 21:11

Во, точно так же делает. Даже подцепить нечего ножницами

Julia2004 1 июля 2017, 00:41 1

Milaj 30 июня 2017, 20:38

Глисты исключили?
Понимаю что не грызёт,а срывает,но стоит проверить.
Пластина восстановиться,если ее не трогать.

MamaVari 30 июня 2017, 20:55 1

Глисты делали 1,5 месяца назад. Ничего не выявлено.

Nadin1704 30 июня 2017, 20:39 1

Если сейчас остановить,то ногтевая пластина восстановится
У нас была такая проблема достаточно долго.Сейчас дочке 11 лет почти ,я ей покрываю ногти гель-лаком,это сдерживает ее от сгрызания ногтей,постепенно отвыкла.

SVAMA 30 июня 2017, 20:45

Внук пошел в 1 класс и тоже начал отрывать ногти под корень.Срезать практически нечего.Сейчас в 7.Вот только начал немного контролировать и то не всегда выходит.Он говорит,я когда на уроке нервничаю,то не замечаю.

maksim 30 июня 2017, 20:52 2

Не точно что -то тревожит .И мой вам совет сходите ПСИХОТЕРАПЕВТУ и без обид . Она себе ведь больно делает и терпит .Попробуйте себе так ободрать, Вряд ли выйдет . И еще я бы ей маникюр предложила . ПОКРОЙТЕ ХОТЬ ТЕМ ЖЕ ШИЛАКОМ И ФИГ ОНА ЕГО СДЕРЕТ . ВОТ ХОТЬ РАДИ НОГТЕЙ .НУ ИЛИ КАК БЫ УСЛОВИЕ . Я ТЕБЕ МАНИКЮР И ТЫ ИХ НЕ СДИРАЕШЬ . ИНАЧЕ НИКАК . ПЛАСТЫРЬ СНИМИТЕ , ПОЖАЛЕЙТЕ ., НЕ КРИЧИТЕ . ПОГОВОРИТЕ .

HappyLilly 1 июля 2017, 09:10

+++ согласна, у меня малая 2,2, вот недавно так же обдирала на ногах – только немного не успею подстричь, все, она сразу пообдирает себе и все. Если ничего нигде не торчит, то не дерет. У меня у мамы такая привычка, только не сильно сдирает, а так один – два ну и не под корень конечно..

Тревога+++ внутри что-то. Знаем, плавали.

MamaVari 1 июля 2017, 13:59

И как преодалели это?

Irin4ik 30 июня 2017, 20:52

я свою стала эпизодически водить в салон-красить ногти..ее это сдерживает. может, какие-то наклейки красивенькие купить

MamaVari 30 июня 2017, 21:32

И что в 4,6 года возьмутся сделать маникюр?

Irin4ik 30 июня 2017, 21:55

ну не прямобрезной маникюр (такого и нельзя)..но ручки попарят. подровняют,что осталось..она сама лак выберет..вы можете заранее с мастером договориться..
ну и да-это синдром навязчивых движений, что ли. надо что-то в руки давать тактильное

MamaVari 30 июня 2017, 22:00

Спасибо за совет.

MasIn 30 июня 2017, 21:33

Сама я грызла ногти. И сейчас сдираю гель лак (не было б его, грызла бы). Скажу по себе: тревожит что то. Она сама может этого не осознавать. Я только в подростковом возрасте это поняла, проанализировав. Не хотите к психологу и неврологу, тогда хотя бы киннетический песок, и что то мелкое типа делать бусы, вышивать, вязать. Меня это отвлекало на какое то время.

HappyLilly 1 июля 2017, 13:22

Возьмите проективные методики (то есть на основе рисунка), детям это интересно. Это методика – Дерево с человечками (я нигде не встречала его научное название), там ребенок выбирает на дереве, какие человечки ему больше нравятся, каждый из них под определенным номером, каждому из них соответствует описание проблемы. И еще из того, что пока вспомнила – “Кактус”, также хорошая методика – просто просите нарисовать ребенка кактус обычный – и интерпретируете рисунок – если большие иголки, признак агрессии, темный фон – также агрессия, злость возможно неосознанная и т.п. Или например, слишком маленький кактус, ну или зачеркнутый линиями сильно почеркан-перечеркан (не думаю, что у вас такой результат, но и такое бывает). В общем более подробно я вам поищу и вышлю

MamaVari 1 июля 2017, 14:01

Огромное вам спасибо!буду ждать

labyten 4 октября 2017, 22:03

На сколько я знаю все эти техники выявляют страх. Делить эти тесты нужно в спокойный момент ,не перед сном или после активной прогулки

Listik 30 июня 2017, 22:01

было и у моей дочки такое, ей 3,4. Не долго, правда, месяца два так делала, я понимала что это нервное, может, в садике что-то (у них там девочка драчунья и обзывательница есть). Тоже до мяса сдирала. Я никуда не ходила, просто мы с дочкой много разговаривали, я говорила, что буду ее защищать от всех, кто обижает и чтобы она рассказывала, а я буду ходить в садик и ругать обидчика. А еще перед сном я ложусь рядом и мы “секретничаем”, я спрашиваю что у нее произошло за день, с кем дружила, во что играла, кушала и дочка с удовольствием рассказывает. Но сейчас бывает иногда, что обкусывать начала. Виню опять садик. Продолжаю работать в том же духе, выведываю, обнимаемся.

MamaVari 30 июня 2017, 22:11

Спасибо, я попробую. Но мы в садик не ходим, у нас только развивалка. Мы тоже перед сном секретничаем. Буду выведывать.

Tetiana87 30 июня 2017, 22:27

Відростуть. Форму не повинні змінити. В доці був пришемлений палець. Ніготь повністю зліз. Виріс новий, спочатку кривенький, але поступово відріс нормальний навіть і не видно що був деформований

Julia2004 1 июля 2017, 00:46

Я грузла до 14лет, очень сильно, большие и указательный до середины, ногти были ужасные. Меня раздражало, что они цепляются, грызла, шлифовала зубами))) в 14 начала те места подпиливать и все. Ногти красивые сейчас. Кстати, очень лак помогал, чтобы не цеплялись

MamaVari 1 июля 2017, 07:48

Девочки, спасибо всем кто откликнулся, я уже в поисках специалиста психолога и психоннвролога. Во вторник скорее всего идем на прием!! !

HappyLilly 1 июля 2017, 09:15

да, и маникюр не собирайтесь сделать, а именно сделайте, просто обещания и то, что она выбрала лак – этого мало, она отвыкнет только тогда, когда он уже будет сделан (ну или начнет отвыкать, дай Бог).

MamaVari 1 июля 2017, 09:28

Спасибо! ))) сегодня же сделаю! )))

Pono4ka 1 июля 2017, 16:11

Я очень долго грызла ногти, лет до 19 где-то. Перестала, когда начала делать маникюр: красиво и обрывать совсем не хочется. Вам, конечно, рано ещё ногти красить. Но может попробовать какие-то наклейки красивые или ещё что-то для маленьких, может, поможет. По поводу ногтевой пластины: мне всегда говорили, что так грызу и ногти ужасные будут.

Pono4ka 1 июля 2017, 16:12

Перестала грызть и у меня крепкие длинные красивые ногти и ничего не деформировалось чего и Вашей девочке желаю)))))

Pono4ka 1 июля 2017, 16:12

А грызла когда нервничала, а потом в привычку вошло

Психологи и психологическая помощь

Личные и семейные психологические консультации для взрослых. Очно в Челябинске, и онлайн

Поиск

Вход в систему

Подпишитесь на анонсы

Будьте в курсе предстоящих событий, и новых материалов сайта!

Онлайн консультация психолога

Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.

Прежде чем задавать вопрос, почитайте уже имеющиеся ответы по вашей теме. Возможно, такой вопрос уже задавали. Часто повторяуются вопросы о гомосексуальности и проблемах с маленькими детьми. Для вашего удобства на сайте работает поиск.

Дочь 4 лет обрывает ногти

Моей дочери 4 года, ходит в детский сад с 2-х лет.

Она постоянно обрывает ногти на руках, достается и коже вокруг ногтей. Был летний период (с марта по август), когда все прошло, а в сентябре началось все снова. Никакие уговоры, наказания,запреты, разговоры ситуацию кардинально не меняют. Хватает только на неделю. По моим наблюдениям за поведением дочери в детском саду, делает она это как-бы между прочим, между игрой, бегом и еще чем-нибудь. Есть секунда – значит надо что-нибудь поковырять. Обрывает руками, а не зубами. К психологу в детском саду обращалась – безрезультатно. В садик ходит постоянно. Сначало были проблемы, а теперь нравится. Как отучить ребенка от этой привычки?

Перель Анна

Достаточно сложно найти ответ на ваш вопрос заочно, так как вредная привычка может быть одна, а причины, ее вызвавшие, разные. Я назову вам некоторые возможные причины появления такой привычки, вы ориентируйтесь сами, что вам больше подходит.

Во-первых, вы делаете акцент на том, что привычка проявляется в детском саду и, если я вас правильно поняла, то источник видите там же. Так ли это на самом деле? Дома это совсем никак не проявляется? Детский сад – это как лакмусовая бумажка, которая ярко проявляет все проблемы и недостатки семейного воспитания.

Привычка обрывать ногти и кожу на пальцах – это признак повышенной тревожности. Поэтому обратите внимание на следующие моменты:

  • Стиль семейного взаимодействия с ребенком – повышенная требовательность, постоянный контроль, гиперопека, высокая тревожность со стороны родителей в отношении ребенка («Ах, упал, ох, поцарапался, ой, заболеет»), строгие правила дома, требования неукоснительно их выполнять, что достаточно трудно для ребенка 4-х лет, так как у него еще не сформировались механизмы, отвечающие за волю, жесткий режим, минимум похвалы и ее надо обязательно заслужить. Таким образом, ребенок невольно боится что-то сделать не так, неуверен в себе, постоянно «грызет» себя за недостатки.
    Сюда же можно добавить низкий уровень удовлетворения потребности ребенка в тепле, внимании – это совместные игры, не занятия по обучению чтения и письму (сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошколном возрасте), совместные прогулки, свободные разговоры «просто так», эмоциональная поддержка ребенка, настрой на позитив, минимум критики, особенно неконструктивной. Обратите внимание, я не говорю об обилии игрушек и сладостей, это все неплохо, но это не главное.
  • Или прямо противоположный стиль, когда ребенок в семье «маленький божок», когда все крутится только вокруг его желаний, интересов, удовлетворяется малейшая потребность, нет никаких правил, режимов, запретов, границ. Тогда, попадая в ситуацию, где надо быть самостоятельным, выполнять правила, режим, считаться с другими детьми, взрослыми, где к ребенку предъявляют определенные требования, есть ограничения, ребенок испытывает сильный стресс, одна из реакций на который – повышение общей тревожности, нервозности, а как следствие, как внешние проявления – это вредные привычки.
  • Обратите внимание, умеет ли ваша дочь играть (например: в «Дочки-матери»), занять себя в течение 20 – 30 минут (не телевизором), насколько она общительна, самостоятельна, заводила среди сверстников, любит рисовать, лепить, вырезать, слушать сказки и т.д.
  • Вспомните группу здоровья своего ребенка, есть ли у него диагнозы неврологического характера, стоял ли ребенок на учете у невролога, может быть в первый год жизни, как развита речь (ребенок 4-х лет говорит грамотно, полными предложениями), во сколько начала говорить. Если есть проблемы с речью, обратитесь за консультацией к логопеду. Если есть или была неврология, то еще и к неврологу. Обратите внимание на сон и аппетит дочери, если есть проблемы, это тоже могут быть признаки общей нервозности.
  • Понаблюдайте, как ведет себя ваша дочка в стрессовых ситуациях, как добивается своего – плачет, просит о помощи, замыкается в себе или, наоборот, громко требует своего, умеет злиться, кричать, выражать свои эмоции – это говорит о силе или слабости характера.
  • Есть ли у вас еще дети? Если дочь старшая, то появление младшего брата или сестренки в дошкольном возрасте так же является сильным стрессом.
  • Конечно, обратите внимание на стиль воспитателя в группе, если вас что-то настораживает, обязательно разберитесь, не оставляйте без внимания.

Теперь, кратко, что можно сделать.

Во-первых, начать с себя, посмотреть со стороны на свое общение с дочерью, на общение с ней домочадцев и изменить его в ту или иную сторону. Кстати, противополжный стиль воспитания в семье так же расшатывает нервную систему ребенка. Опять же, во-первых, поискать причину и начать работать над ней. Набраться терпения, чтобы привычка сформировалась нужно три недели, а вот чтобы ее искоренить, на это нужны порой месяцы.

Во-вторых, как можно меньше делать акцент на привычке дочери. Не ругать и не дергать ребенка. Отвлекать, вовлекать, не говорить об этом вслух, молча дать что-нибудь в руку, позвать играть, читая книжку, держать ласково за руку. Купить массажный мячик и давать ребенку в руки, переключая привычку с пальцев на предмет или маленькую игрушку, браслет, часы. Те же рекомендации дать воспитателю в детском саду.

Играйте с ребенком в ролевые игры, давая возможность проявлять свои проблемы. Как можно больше учить делать руками: выкладывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, клеить, выкладывать узоры из биссера, бусинок, пуговиц, круп и т.п.

Больше гуляйте с дочерью, ходите в лес, в бассейн – все это расслабляет, укрепляет нервную систему.

Почаще хвалите ребенка просто так, признавайтесь ему в любви, обнимайте, спрашивайте совета, просто будьте рядом (если, конечно, у вас не переизбыток этого до такой степени,что на себя времени совсем не остается).

С уважением, Анна Перель, детский психолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector