Ребенок плохо говорит в 6 лет причины и лечение
Ребёнок к 6 годам коверкает слова
Если дошкольник за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, то он не сможет самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это уже серьёзная проблема.
Норма речевого развития в шесть лет
Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.
Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начать не позже этого времени. За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенка достигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьную программу если взрослые уделяли этому должное внимание.
Нормы речи детей в 6 лет:
- Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
- Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
- Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
- Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
- Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.
В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.
Возможные причины нарушений речи
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Дислалия
Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.
Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет
Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.
Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:
- предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
- учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
- загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
- упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
- предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
- делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
- рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
- чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
- предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
- время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.
Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Причины плохой речи у 6-летнего ребенка
Если ребенок плохо разговаривает в 6 лет, родителям стоит задуматься над существующей проблемой, так как к этому возрасту у него должно выработаться нормальное произношение звуков. Для коррекции придется обращаться к логопеду, который назначит схему занятий, исходя из этиологии неправильного разговора.
Почему малыш в 6 лет плохо говорит?
Выявлением причины плохого звукопроизношения занимаются узкоспециализированные врачи – логопеды, неврологи и психоневрологи. После диагностических мероприятий назначается определенный коррекционный метод исправления дефекта речи.
Существуют следующие основные причины, которые встречаются чаще всего.
Дислалия
Данное заболевание характеризуется анатомическими дефектами артикуляционных органов с обратимыми нарушениями функциональности коры головного мозга и социальной запущенностью. В этом случае ребенок пропускает или искажает звуки.
Это могут быть следующие дефекты:
- чрезмерно большие губы или язык;
- укороченная уздечка языка;
- неправильная форма языка (зауженная);
- нёбо – широкое, низко посаженное, готического типа;
- нарушенный прикус;
- зубы – слишком редкие, небольшого размера;
- неестественное расстояние между зубами.
Если рассматривать социальную запущенность, то стоит отметить, что дислалия обнаруживается у детей из неблагополучных семей. Но бывают случаи, когда болезнь развивается на фоне чрезмерной опеки, а также в семьях, где родители разговаривают на 2-х языках.
Моторная алалия
При алалии моторного характера 6-летний ребенок отлично понимает окружающих людей, но самостоятельно составить фразу не способен. Основная причина – отсталое созревание отделов головного мозга, которые отвечают за речевые функции. Это происходит на фоне болезней, которые возникают во время внутриутробного развития, при родовых травмах.
Проявляется болезнь следующим образом:
- малыш искажает слова или заменяет их другими;
- происходит сокращение слов;
- осуществляется перестановка букв и слогов в словах;
- дитя отличается незначительным словарным запасом;
- ребенок не может согласовать слова по числу, падежу, роду;
- разговор напоминает замедленный, так как малыш не может быстро подобрать подходящее по смыслу слово;
- чадо часто повторяет одни и те же слова.
Особенность моторной алалии заключается в том, что наряду с речевыми дефектами неправильно развивается мелкая моторика. Кроме того, такие дети отличаются сниженной концентрацией внимания, плохой памятью, нарушенными умственными способностями.
Сенсорная алалия
Структура этого дефекта – непонимание обращенной к ребенку речи, невозможность сформировать высказывание. Симптомы схожи с моторной алалией, дети отличаются малоподвижностью и медлительностью, моторика нарушена грубо.
На фоне основной структуры патологии ребенок не откликается на имя, постоянно раздражается, ко всему относится негативно. Довольно часто болезнь ошибочно диагностируется, как аутизм или умственная отсталость.
Дизартрия
Речевое расстройство возникает по причине поражения головного мозга, которое развивается при внутриутробном развитии, во время родовой деятельности, из-за хромосомных нарушений и на фоне патологий центральной нервной системы.
- малопонятность речи малыша;
- нечеткость произношения;
- смазанность слов;
- речевой темп – быстрый или, наоборот, медленный;
- голос – резкий или тихий.
Особенность – нарушается моторика, координация движений. Малыш не может совершать обычные действия – писать, рисовать, разрезать и т. д. Характерное отличие – отказ пережевывать твердые продукты питания.
Другие причины
Существуют и другие серьезные причины нарушения речи, которые встречаются реже:
- Ринолалия. Болезнь возникает на фоне неправильного строения органов артикуляции. Проявляется нарушенным произношением абсолютно всех звуков, невнятностью речи и монотонностью.
- Афазия встречается крайне редко, является неврологической патологией. Возникает внезапно после перенесенных травм и разных заболеваний.
- Мутизм реактивный характеризуется немотой, которая появилась неожиданно. Относится к невротической патологии.
Предрасполагающие факторы
Существуют факторы, которые приводят к дисфункции речевых способностей:
- Недостаток речевого воспитания родителями.
- Речь может нарушаться на фоне неблагоприятной обстановки дома, в детских учреждениях, когда ребенок присутствует при скандалах, драках, или его постоянно ругают, бьют.
- Отсутствие общения с детьми.
- Замедленное развитие нервной системы.
- Проблемы со слухом.
- Нет мотивации к разговору (иногда родители настолько понимают жестикуляцию ребенка и сразу же выполняют его просьбы, что у малыша отсутствует надобность произносить слова).
- Неумение различать языки, так как домочадцы разговаривают на 2-х и более языках.
Нормы речевого развития в 6 лет
Речь развивается на протяжении первых пяти лет жизни ребенка, поэтому данный период считается очень важным. Происходит это на фоне процессов формирования всех отделов головного мозга, центральной нервной системы. Структуры этих органов необходимо тренировать. В противном случае происходит остановка развития.
Существуют нормативы речевых способностей для 6-летнего ребенка:
- Огромный словарный запас – малыш знает и понимает практически все слова, умеет их произносить.
- Самостоятельно составляет фразы и предложения, которые отличаются осмысленностью.
- Малыш понимает, для чего нужен тот или иной предмет, умеет правильно его называть.
- Отлично произносит все звуки. Исключением является буква «р».
- Употребляет предлоги, местоимения.
- Согласовывает имя существительное с числительными, прилагательными, глаголами.
- Склоняет слова по падежам, числам и роду.
- Не совершает грамматических ошибок.
- Выстраивает сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Управляет темпом разговора.
- Старается разговаривать правильно.
- Быстро усваивает предложенный материал, особенно, когда занятия проводятся в качестве игры.
- Знает цифры, считает.
Также он должен уметь:
- Изменять громкость речи – говорить тихо, громко.
- Применять интонацию во время чтения, разговора, рассказа стихотворения.
- На вопросы отвечать развернуто.
- Пересказывать не только сказки, но и рассказы.
- Самостоятельно сочинять и рассказывать истории.
- Описывать картинки, предназначение предметов, окружающие действия.
- Обобщать понятия.
- Замечать ошибки в речи, которые совершает другой человек. Уметь правильно их исправить.
Детальней про то, как происходит развитие речи для детей 5-6 лет, расскажет эта статья.
Когда малыш плохо разговаривает в 6-летнем возрасте, это может указывать на серьезные отклонения в отделах головного мозга и центральной нервной системе. Поэтому категорически не рекомендовано пускать проблему на самотек. Родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, который выявит нарушение и поможет откорректировать речь.
Ребенок плохо говорит: 6 способов помочь развить речь
Малыш употребляет мало слов, невнятно произносит звуки, отказывается говорить – эти проблемы часто беспокоят родителей. Когда нужно просто подождать, а когда начинать бить тревогу?
Нормы развития речи малышей
Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.
3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.
2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.
3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.
4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.
6 лет — речь сформирована.
В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.
К какому врачу обращаться?
Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.
7 видов нарушений речи
1 Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.
2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.
3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.
4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.
5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.
6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.
7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.
Причины возникновения проблемы
Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:
- Родовые травмы.
- Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
- Медленное созревание нервной системы.
- Поражение слуха.
- Общее расстройство развития нервной системы.
- Отсутствие мотивации говорить.
- Педагогическая запущенность.
- Психологическая травма.
Как помочь ребенку заговорить?
1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.
2 Слушать и понимать. Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.
3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.
! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.
4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.
5 Добавить общения со сверстниками. Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы начать говорить. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью.
6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».
Развивающие занятия для детей
Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.
Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их). С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.
Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.
Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео:
Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет
Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии. Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.
Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении. Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени. Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.
Норма речевого развития в шесть лет
Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.
Параметры речи детей в 6 лет:
- Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
- Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
- Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
- Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
- Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.
Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:
- Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
- Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
- Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
- Совершенствование грамматически правильной речи.
В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.
Возможные причины нарушений речи
Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):
- дислалия;
- моторная и сенсорная алалия;
- афазия;
- ринолалия;
- дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.
Дислалия
Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики. Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
Как помочь плохо говорящему 6-летнему
Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.
Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:
- предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
- учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
- загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
- упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
- предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
- делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
- рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
- чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
- предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
- время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.
Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам — мы поможем!