Навязчивые движения у ребенка 5 лет причины и лечение

Синдром навязчивых движений у детей

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей. Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций. Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание;
  • Взмахи или тряска конечностями;
  • Бруксизм;
  • Подергивание гениталий (мальчики);
  • Раскачивание головой;
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
  • Обкусывание ногтей;
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
  • Сосание пальцев;
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания;
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику;
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность;
  • сильный стресс;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток.
Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей — здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза. Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию. Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны. Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка. Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие. Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их. А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.

Причины синдрома навязчивых движений у детей и его лечение

Заболевания центральной нервной системы — нередкое явление. К сожалению, дети также подвержены подобным расстройствам. Невроз навязчивых движений у детей — функциональные психогенные расстройства, имеющие обратимый эффект. Может развиваться в течение длительного времени. Расстройства имеют как хронический, так и эпизодический характер.

Читать еще:  Что давать ребенку в 2 года от поноса?

Группа риска

Дети любого года жизни могут подвергнуться возникновению навязчивых движений, действий (обсессий) или тика. Чаще всего это малыши, которых отличает боязливость и нерешительность. Такие дети испытывают сложности в самостоятельном преодолении житейских неприятностей, страхов и отрицательных эмоций. Малыш, подверженный развитию невроза, бывает капризным, имеет плохой аппетит и устало выглядит.

Провоцирующие факторы

Современная жизнь такова, что практически ежедневно люди переживают стрессы различной степени тяжести. Мало кто задумывается о последствиях пережитых волнений. Организм каждого человека реагирует индивидуально, и отрицательный результат может проявиться даже через несколько месяцев. Синдром навязчивых движений у детей возникает потому, что психика малыша еще не окрепла и сразу воспринимает любые воздействия, особенно несущие отрицательный эффект. В детском возрасте психика чутко реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире. Причинами, по которым может быть поставлен диагноз «невроз», часто становятся:

  • испуг;
  • ситуации, травмирующие психику;
  • неблагоприятная обстановка в семье.

Незначительные на родительский взгляд изменения привычного уклада жизни ребенка могут привести к развитию невроза и появлению навязчивых движений. Отправляя детей на отдых в летний лагерь или к родственникам, нельзя забывать, что малыш может быть морально не готов к переменам, и подобные действия станут причинами ухудшения самочувствия.

Симптомы и отличия навязчивых движений от тика

Случается, что родители попросту не замечают изменений, происходящих с ребенком. Зная симптомы проявлений невроза, несложно распознать нервные тики или навязчивые движения.

Нервные тики — быстрые сокращения мышц, которые не поддаются контролю со стороны силы воли. Это подергивания, не обусловленные психологическими расстройствами. Возникают из-за ошибочной команды головного мозга к движению. Примером такого явления считается непроизвольное мигание.

Навязчивые движения — это раздражающие повторения какого-либо действия. В отличие от тика, навязчивые движения можно контролировать силой воли. Их появление практически всегда связано с эмоциональным расстройством, пережитым ребенком. Также могут возникнуть из-за психологического дискомфорта, в котором малыш пребывает долгое время.

Навязчивые движения у детей могут проявляться следующими симптомами:

  • покусыванием ногтей;
  • причмокиванием;
  • щелканьем пальцами;
  • непроизвольными резкими поворотами головы;
  • покашливанием и «шмыганьем» носом;
  • кусанием губ;
  • накручиванием прядей волос на пальцы;
  • бесконтрольными взмахами рук.

Конечно, разновидностей навязчивых действий существует гораздо больше, и они носят индивидуальный характер. Родители должны обратить внимание, что подобные движения в большинстве случаев происходят ежеминутно.

В состоянии невроза малыш может постоянно теребить свою одежду или крутить пуговицы на ней. Пора побеспокоиться о состоянии ребенка, если он начинает обходить предметы с какой-либо одной стороны или постоянно дует на ладони.

Нельзя оставлять без внимания подобные навязчивые проявления. Лучше как можно раньше начать лечение болезни, ведь в конечном итоге малыш может нанести себе травму, случайно прокусив губу или сгрызая ногти до крови.

Обязательна ли терапия медикаментами

Перед тем как обратиться за помощью к врачу, необходимо попытаться понять, что привело кроху к возникновению синдрома. Родители должны адекватно оценить обстановку, сложившуюся в семье, и попытаться сделать жизнь своего чада максимально комфортной. Если между членами семьи регулярно возникают шумные ссоры, не стоит удивляться нежелательным изменениям в психике малыша.

Чтобы привести в нормальное состояние эмоциональный фон ребенка, родители должны попытаться уладить внутрисемейные конфликты, не применяя лечение препаратами. Нелишним будет проводить с малышом много времени на свежем воздухе, играя в спортивные игры. Рисование — отличный способ заинтересовать кроху творчеством и отвлечь от ситуаций, которые ежедневно тревожат его.

Зачастую родителям не удается определить, что послужило спусковым механизмом развития недуга. Ребенок может утаивать причины, отрицательным образом повлиявшие на него. В такой ситуации единственным правильным решением может быть обращение за профессиональной помощью к специалисту.

Лечение препаратами

Обследовав малыша, психотерапевт может назначить фармакологическую терапию. Синдром навязчивых движений у детей лечится успокоительными средствами или антидепрессантами. Такая схема лечения подбирается обычно в запущенных случаях. Врач должен выбрать безопасные препараты, которые не вызовут сонливость и апатию. Грамотно назначенный медикамент не будет мешать ребенку любого года жизни нормально развиваться. Среди препаратов, дающих наилучший эффект, выделяют:

Не рекомендуется подбирать лекарственное средство самостоятельно. Медикамент должен быть выписан врачом с учетом особенностей развития малыша и симптомов невроза.

Можно не допустить прогрессирования недуга, если диагноз поставлен на начальном этапе. Для этого потребуются несколько занятий с психологом, но не лекарства.

Народные методы лечения

Невроз — обратимое расстройство нервно-психического состояния человека. Своевременно замеченные симптомы можно попытаться вылечить гомеопатией. О применении гомеопатических средств следует проконсультироваться с лечащим врачом. Самостоятельно рекомендуется стабилизировать эмоциональное состояние своего чада следующими способами:

  • Малышу можно делать ванны с морской солью. Возможно добавление в воду успокоительных трав: лаванды, мяты.
  • Читать на ночь позитивные детские книжки.
  • Помогать крохе выплескивать эмоции путем танцев или творчества. Нужно чаще давать в руки мелки, карандаши, краски.
  • Проводить с малышом как можно больше времени и делать что-либо вместе. Например, готовить любимое блюдо.
  • Перед сном можно давать медовую воду. Ее приготовление не требует больших временных затрат: в стакане воды нужно размешать чайную ложку натурального меда.
  • Избавить малыша от тревоги можно посредством успокаивающих трав: мелиссы, мяты, корня валерианы, пустырника. Дозировку, подходящую для детского организма, рекомендуется согласовать с врачом.

Многие родители сталкиваются с аутизмом у малыше, и тут мы рассказали, какие симптомы аутизма у детей могут быть и как их выявить.

Профилактика

Даже если ребенок абсолютно здоров и ему мало лет, необходимо позаботиться о его эмоциональном состоянии. Чтобы невроз не коснулся малыша в будущем, следует уделять достаточно внимания его психическому развитию и воспитанию. Малыш должен знать правила личной гигиены и регулярно играть в спортивные игры.

Хорошо, если родители прививают своему чаду такие качества, как трудолюбие и настойчивость. Детей нужно учить справляться с негативными ситуациями. Малыша нельзя постоянно ругать, критиковать и требовать невозможного. Это может стать причиной замкнутости ребенка. Малыш должен во всем доверять своим родителям. Маме и папе следует избегать скандалов и попытаться сделать атмосферу в доме максимально спокойной. Нужно не допускать регулярных стрессовых ситуаций и стараться сглаживать резкие перемены привычного уклада жизни.

Резюме

Сколько бы ни было ребенку лет, родители и педагоги обязаны принять участие в коррекции его поведения. Симптомы невроза — это защитные проявления малыша, страдающего от психологического дискомфорта.

Воспитатели и учителя должны быть поставлены в известность о болезни ребенка. Эта мера необходима, чтобы избежать замечаний и одергиваний малыша. Ругать кроху за неконтролируемые движения крайне нежелательно. Нельзя насмехаться и подтрунивать над малышом. Это провоцирует еще больший психологический дискомфорт и вместе с другими причинами может привести к появлению новых симптомов невроза.

Читать еще:  Комаровский можно ли гулять после прививки акдс

Синдром навязчивых движений у детей

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Читать еще:  У ребенка 8 лет находящегося на стационарном лечении под утро

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Детские навязчивости: что делать, если вы заметили у ребенка странные движения

Специально для читателей «Летидора» материал подготовил Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.

Сергей Анатольевич Горин

Среди «малых бедок малых деток» встречаются навязчивые движения. У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, а в возрасте до 10 лет — у 20% детей, то есть у каждого пятого!

Как проявляется навязчивость

Вот далеко не полный список симптомов: обгрызание ногтей, щелканье пальцами, однотипные гримасы, причмокивание, покашливание, шмыганье носом, моргание с явным усилием, скрежет зубами, повороты шеи, взмахи кистями рук, покручивание пуговицы на одежде, накручивание волос на палец и выдергивание волос, стереотипное повторение одного и того же слова — всего не перечислишь.

Например, ребенок обходит все препятствия только с одной стороны, справа или слева; дует на ладони, прежде чем сесть за стол; закрывая двери, дергает дверную ручку определенное число раз; если нужно погасить свет в комнате, несколько раз нажимает на выключатель, и тому подобное.

Характерный признак подобных навязчивостей —

Ребенок может причинить себе вред: сгрызть ногти до крови, прокусить губу, открутить все пуговицы на одежде, выдрать волосы на голове до видимой залысины и так далее.

На просьбу родителей прекратить навязчивые действия малыш иногда отвечает нелепой вспышкой раздражения, детской истерикой, чего раньше за ним не водилось.

Родители советуются с «опытными» знакомыми, от которых слышат: синдром Жиля де ла Туретта!

Посмотрев в Интернете про синдром, родители бегут к детскому невропатологу — и слышат еще более пугающий их диагноз:

Что делать? Для тех, кто не дочитывает статьи до конца, сразу скажу: в целом прогноз благоприятный, возможно даже, что никуда бежать не надо и это пройдет само.

Но лучше эту статью дочитать до конца, почему — сейчас поймете.

Причины навязчивости: что будет искать врач

Родителям следует уделить внимание качественной диагностике детского расстройства. Вы спросите: если все так просто и пройдет само, зачем же вкладывать время, силы и деньги в диагностику? Затем, что у детей один и тот же симптом может возникать от очень разных причин и приводить к очень разным последствиям, среди которых бывают весьма серьезные.

Но в целом теория вероятности — на вашей стороне, поскольку тяжелые причины у детских навязчивостей встречаются редко.

Какими могут быть причины синдрома? Для объяснения понятий из области неврологии, которые нам скоро понадобятся, я часто использую аналогию с телевизором. Если он не работает, то в чем причина?

1. Либо неисправен сетевой провод, тогда возникают перебои питания.

2. Либо неисправна какая-то деталь — ее надо заменить, найти другую с той же функцией.

3. Либо сбиты настройки прибора (яркость, четкость, цвет) — тогда их надо грамотно отрегулировать.

Что ищет врач при постановке диагноза?

1. В рамках представленной аналогии, он сначала отсекает самые тяжелые из причин синдрома навязчивости, категорию «обрыв провода»: генетические дефекты и врожденные нарушения нервной системы (к счастью, они редко встречаются).

2. Далее врач обращает внимание на категорию «поломка детали»: предшествующие черепно-мозговые травмы, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты) и тяжело протекавшие общие заболевания (ревматизм, тяжелый грипп).

3. Самая распространенная же категория диагнозов — сбой настроек прибора, а в самом приборе все детали рабочие. Это функциональное расстройство нервной системы.

Таким образом, пугающий родителей диагноз «обсессивно-компульсивный синдром (синдром навязчивых движений)» — наиболее безобидный: это именно функциональное расстройство нервной системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector