Значение игр на бумаге для ребенка

«Головоломки». Развивающие игры на бумаге для детей 7 лет

Пора оторвать ребенка от смартфона и планшета и познакомить его с интересными развивающими играми на бумаге, которые так любили их мамы и папы в 7 лет. Несмотря на то, что существует множество онлайн игр для детей, нельзя забывать о том, что они не научат ребенка держать ручку и писать от руки. А в возрасте 7-10 лет этот навык очень важно развивать. Именно поэтому возьмите карандаш в руки и распечатайте эти бумажные игры. Подборка самых интересных развивающих игр в статье.

Развивающие игры для детей 7 лет

В этой статье вы найдете:

  • Картинки «найди отличия»;
  • Детские кроссворды;
  • Лабиринты;
  • Раскраски;
  • Головоломки;
  • Ребусы;
  • Рисование по точкам.

Найди отличия

  1. Веселый мишка играет с воздушным змеем. Но на картинках что-то не так. Постарайся найти между ними отличия, внимательно все посчитай, а затем раскрась картинки на свой вкус.

2. А в этом лесу тоже не все на своих местах. Эта картинка будет сложнее предыдущей, поэтому будь предельно внимателен! Помечай отличия карандашом, так тебе будет проще их потом посчитать. Не забудь раскрасить картинку после того, как найдешь все различия.

Понравилось искать отличия? Тогда загляни в подборку картинок с отличиями. Там очень много ярких рисунков с любимыми персонажами сказок и мультфильмов.

Польза игры:

  • Малыш развивает свою концентрацию и внимание. Это качество в дальнейшем поможет лучше воспринимать новую информацию и школьные знания.
  • Усидчивость — то, чего так часто не хватает ребятам в возрасте 7-10 лет. Игра поможет угомонить гиперактивного ребенка и привлечь его внимание. Главное подобрать интересные изображения с отличиями.

Рисование по точкам

  1. Повтори фигуры в пустых клетках, повторяя линии от точки к точке в точности, как на изображение рядом. У тебя должны получиться по две одинаковые фигуры. Это не игра на отличия, поэтому будь аккуратнее, чтобы потом маме не пришлось искать различия на двух картинках.

2. Рисование по пунктирной линии. Просто проведи карандашом по линиям. Старайся не выходить за их границы.

3. Что за овощи изображены на картинке справа? Обведи их внизу.

Польза игры:

  • Рисование фигур по точкам — важный навык. Он учит ребенка аккуратно выводить линии, что поможет ему в письме.
  • Игра позволяет увидеть, что фигуры можно перенести при помощи клеток и точек. Постепенно можно вводить картинки с увеличенным масштабом.

Головоломки

  1. Посмотри на носорога. Как много окружает его птиц. Давай-ка вместе их посчитаем. Запиши свой ответ в кружочке возле картинки.

Подсказка: тебе будет проще посчитать птиц, если сначала ты их раскрасишь.

3. Слоник потерял свою тень. Давай поможем ему ее отыскать. Внимательно рассмотри слона, его контуры. Какая тень принадлежит ему и почему? Обведи ее карандашом.

4. А волк так ловко танцевал, что свою тень тоже потерял. Тщательно рассмотри каждую тень. Какая из них принадлежит именно волку?

5. А ты уже умеешь определять время по часам? Давай мы напомним тебе, как это правильно делать. Короткая стрелка указывает на часы, а длинная — на минуты. Который час? Запиши свой ответ в специальные окошки.

6. Рассмотри внимательно все карандаши. Каждый из них лежит на другом. Какой карандаш ниже всех и целиком прилегает к столу? Обведи его.

7. На новогодней картинке с ежиком убежало сразу 10 букв. Найди на рисунке 6 букв «Е» и 4 буквы «Ё». Обведи их карандашом. Затем раскрась картинку.

8. Справа от ежика интересная головоломка. Правила очень простые: вспомни, как называется каждый из предметов. Что изображено на первом окошке, угадал? Если да, то в квадратике впиши первую букву названия этого предмета. Повтори то же самое с остальными картинками. Если ты сделал все верно, то из букв в квадратных окошках получатся готовые слова.

Польза игры:

  • Головоломки развивают логику и наблюдательность. Это ключевые навыки, которые ребенку необходимо усвоить для успешной учебы в школе.

Кроссворды

  1. Ты уже решал когда-нибудь кроссворды? Это очень просто! Просто впиши название предмета в рамку, отмеченные одинаковой цифрой. Первый кроссворд посвящен зеленым предметам.
  2. Когда кроссворд будет закончен, повтори рисование с точками. Здесь уже более интересные и понятные фигуры.

3. Кроссворд с морскими персонажами. Ты знаешь всех этих морских обитателей? Если да, то впиши их названия.

4. А рыбка на картинке справа заблудилась. Поможешь ей найти дорогу к дому? Тогда прочерти карандашом выход из лабиринта. Понравилась игра? Для тебя есть еще множество лабиринтов для детей с персонажами мультфильмов и не только.

5. А над морем летают чайки высоко-высоко. Найди тень, которая подходит к картинке.

Польза игры:

  • Кроссворды помогают укрепить знания малыша об окружающем мире.
  • Малыш учится писать буквы и не допускать ошибок в словах.
  • Лабиринты развивают образное мышление и задействуют логику ребенка.

Бумага + карандаш (игры на бумаге)

Пободаемся? «Быки и коровы»

Играют двое. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока — отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».

Например, первый игрок задумал 7245, а второй игрок назвал 4203. Первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).

Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

С такой игрой можно познакомить даже старшеклассников, и, более того – взрослых! Но игрокам должен быть не чужд магический мир цифр и логики. Если вы или ваши дети явно гуманитарии, можно попробовать разновидность этой игры с буквами. Тоже довольно увлекательно играть, но гораздо сложнее. Чтобы упростить задачу, можно на первых порах договориться загадывать слова только определенной тематической группы (имена, цветы, города, марки автомобилей. ). Если выбрать подходящую категорию слов, возраст игроков может быть и младше. Главное, проявить фантазию в организации.

Можно играть не только вдвоем, но и целой компанией. Тогда игра будет выглядеть так: ведущий загадывает число (или слово), а все остальные выдвигают свои версии и записывают версии других. Выигрывает тот, кто первым догадается.

«Футбол»

Если вы с ребенком вдвоем дома, сыграйте во что-нибудь новое или хорошо забытое старое хотя бы. Могу поспорить, многие из нас в детстве знали незамысловатую игру под названием « Футбол » .

Для игры в «Футбол» нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием.

Ход — ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых — диагональ или сторона клетки.

Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали).

Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной.

Играют до первого гола.

Можно играть с малышом 5-6 лет. Заодно объясните ему, что такое ломаная, прямая, квадрат, сторона квадрата, пересечение линий. Получится не просто игра, а почти урок геометрии для самых маленьких. Это довольно весело, несмотря на то (или, наоборот, благодаря тому?) что очень просто.

«Виселица»

Даешь орфографию в массы! Когда я работала в школе, в такую игру мы играли с моими пятиклассниками на уроке русского языка. И именно с самыми сложными словами. Потому как опасность быть повешенным должна быть реальной. Я, конечно, имею в виду всем известную « Виселицу » . Вы-то наверняка ее помните, а вот дети могут и не знать о таком достойном внимания времяпрепровождении. Подарите им это знакомство, пусть радуются.

Читать еще:  Может ли быть аллергия на череду у новорожденного

Вам понадобятся чистая бумага и ручка. Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием (вот тут-то и можно проверить знание орфографии!). Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.

Опять же можно провести такую же игру и с большой компанией, просто загадывающий будет один, а отгадывать будут все остальные. Тогда эта игра станет еще и на внимание: придется же запоминать, кто какую букву уже называл и что ему за это было!

«Заветный список»

Каждый участник чертит таблицу. В заголовки колонок вставляются всевозможные множества – в зависимости от уровня знаний и интересов участников. Это могут быть города и страны, реки и имена, фильмы и книги, артисты и писатели, спортсмены и политики, растения и животные. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит “про себя”, другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы – по одному слову на каждую графу. Если вы играете в одиночку, можно наугад ткнуть пальцем в страницу с текстом- так и найдете букву, диктующую условия. В случае, если эта буква уже использовалась, или сложна для нахождения слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту.

На заполнение таблицы отводится определенное время – обычно 5-10 минут. При подсчете результатов одинаковые слова у разных участников либо не засчитываются, либо засчитываются за пол-ответа.

Выигрывает тот, кто заполнил максимальное число колонок.

Это отличный способ проявить свою эрудированность и оригинальность. Интересно в такую игру поиграть в малознакомой большой компании для лучшего представления внутреннего мира собеседников: все в том же летнем лагере или даже в купе вагона дальнего следования.

«Цепочки слов»

Большая изобретательность требуется в игре « цепочки слов » , в которой используются метаграммы, то есть пары слов, получающиеся друг из друга заменой одной буквы.

Задача состоит в том, чтобы для данной пары слов придумать цепочку метаграмм, превращающую одно из этих слов в другое. Каждое последующее слово получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Победителем становится тот, чья цепочка короче. Изобрел эту игру Льюис Кэрролл, автор книги “Алиса в стране чудес”. Так, КОЗА превращается в ВОЛКА, ЛИСУ, БАРСА и других животных.

Игры на бумаге: с ручкой на двоих

Игры на бумаге – это категория игр, для проведения которых не требуется каких-либо игрушек или предметов, кроме обычного листа бумаги и карандашей. Такие игры очень удобны, ведь играть можно где угодно: в дороге, в транспорте, в очереди в поликлинике, на переменке в школе и даже в помещении в плохую погоду.

Такой досуг полезен для развития логики, мышления, памяти у детей. Недаром же практически все родители в свое время играли в такие игры на бумаге. Целью нашей статьи не является агитация детей и взрослых учиться именно так проводить свой досуг, но использовать игры на бумаге для развития детей все же стоит.

Значение игр на бумаге для ребенка

Игровая деятельность занимает основное место в жизни ребенка. Игры служат для познания окружающего мира и развития у ребенка различных навыков и умений.
Игры на бумаге заслуженно относятся к развивающим. Такие игры не пустое времяпровождение, они способствуют развитию у детей:

  • Внимания и наблюдательности.
  • Способности концентрировать свое внимание.
  • Логики и умения рассуждать.
  • Творческого мышления.
  • Пространственного воображения.
  • Навыков письма.
  • Памяти.
  • Аккуратности.
  • Усидчивости.

Считать игры на бумаге вчерашним днем – неправильно. Порой именно такие развлечения способны активно стимулировать работу детского мозга. Ни одна компьютерная игра не сможет сравниться с играми на бумаге по изящности тактик и маневров обоих игроков.

Игры на бумаге могут быть соревновательные или творческие. А также могут соединять в себе оба признака. Их условно можно разделить на:

  • Стратегические.
  • Логические .
  • Словесные (промежутоные результаты и пометки делаются на бумаге).

Игры на бумаге являются для детей своеобразным тренажером полезных навыков. Они могут быть различной сложности, некоторые из них по построению стратегии приравниваются к игре в шахматы.

Преимущества игр на бумаге для ребенка

Игры на бумаге интересны как детям, так и взрослым, кроме того, они имеют ряд преимуществ:

  • Для их проведения не требуется специальной подготовки.
  • Играть можно где угодно. Они не требуют много места.
  • Для интересного времяпровождения не требуются дорогие игрушки или специальные принадлежности, а только листок бумаги (чаще тетрадный листок в клеточку) и ручка или карандаш.
  • Простые и понятные правила игры.
  • Не требуют большого количества участников. Большинство игр рассчитаны на двух игроков.
  • В отличие от компьютерных игр, между участниками происходит живое общение.

В наш век технического прогресса практически у каждого первоклассника уже есть свой планшет, за которым он и проводит максимум свободного времени. Кстати, такое времяпровождение негативно сказывается на состоянии здоровья глаз детей. А вот про игры на бумаге такого сказать нельзя.

Здесь, в игровой форме у детей развивается и пространственное воображение, и логическое мышление, и память, и внимание. Игры на бумаге, словно математические науки «проводят ум в порядок», как говорил Ломоносов. Да и играть в них – огромное удовольствие, а ведь по сути – это все математические задачки.

Каким детям интересны игры на бумаге, с какого возраста можно играть

Многие взрослые ошибочно считают, что игры на бумаге очень сложные для малышей, и больше подходят только для детей школьного возраста. Но среди огромного разнообразия этих игр есть такие, в которые смогут играть даже трех-четырех летние дети.

Например, их легко можно научить играть в «Цветик-многоцветик» или «Змейку». Сыграв несколько раз, ребенок понимает, чтобы выиграть, нужно выбирать тактику игры и продумывать ходы на перед. А простая игра «Крестики-нолики» для маленького ребенка служит одной из первых математических задач. Для детей постарше будут интересны более сложные игры, для победы в которых нужно использовать смекалку и логику.

Чтобы любая игра была одновременно полезной и интересной для ребенка, взрослые при ее выборе должны:

  • Учитывать возраст, уровень развития ребенка и его интересы. Начинать нужно с игр, которые будут для ребенка несложными. Чтобы заинтересовать его игрой, он должен почувствовать радость победы.
  • Ребенок должен быть полноценным игроком, а не играть только с помощью взрослого. В процессе игры взрослые не должны принимать решения вместо ребенка. К правильному ответу он должен прийти сам, пусть даже многократно ошибаясь.
  • В игры на бумаге нужно вносить разнообразие и постепенно усложнять их.
  • Ребенок может не заинтересоваться игрой, если у него плохо развиты качества, необходимые в игре (например, умение быстро считать, рисовать). Поэтому его нужно больше хвалить даже за маленькие успехи, а в случае неудачи подбадривать.
  • Учитывать интересы ребенка. Если он не хочет играть в какую-либо игру, то не нужно ему навязывать свой выбор. Интересы детей непостоянны, поэтому, если ребенок потерял интерес к игре или совсем ей не интересовался, можно спустя некоторое время снова ее предложить.
Читать еще:  Как вылечить аллергию у ребенка быстро?

Где и когда можно играть в игры на бумаге

Игры на бумаге очень простые и не требуют каких-либо дополнительных инструментов, кроме бумаги и карандаша. Играть в них можно где угодно и в любое время. Например, они помогут с пользой провести время во время долгой поездки, в очереди или на природе. В такую простую игру, как «Крестики-нолики» можно играть мелом на асфальте или прямо на песке во время отдыха на пляже.

Однако, вряд ли игра принесет удовольствие, если ребенок по каким-то причинам не хочет или не готов играть. Например, не стоит начинать игру, если ребенок сонный или чувствует себя уставшим. Главное условие для проведения игры – ребенок должен чувствовать себя удобно и комфортно.

Описание интересных игр на бумаге для детей

В памяти родителей имеется множество игр на бумаге, которые они могут предложить своим детям. Если же с этим возникли какие-нибудь трудности, можно поискать описание игр в сети Интернет. Здесь мы приведем несколько примеров, наиболее распространенных игр на бумаге для двоих. Надеемся, что они будут полезны нашим читателям.

«Цветик-восьмицветик»

Для игры потребуется лист бумаги и несколько карандашей разных цветов. Сперва рисуется цветок с восемью лепестками. Затем по очереди игрок закрашивает лепестки. Делая один ход можно закрасить один или два находящихся рядом лепестка.

Побеждает тот игрок, кто смог последним закрасить лепесток. Ребенок должен понять, что его победа зависит не от везения, а от правильного расчета. Количество лепестков можно изменять.

Игра подходит даже для детей младшего дошкольного возраста. Она развивает логическое мышление, мелкую моторику рук, умение держать в руке карандаш и счету простых чисел.

«Дорисовки»

Каждый игрок рисует на листе любую закорючку. Затем играющие обмениваются листочками и вырисовывают из закорючки (желательно другим цветом) какую-либо картинку, так чтобы непонятная закорючка стала частью целого рисунка.

После нескольких подобных обменов будет интересно посмотреть, во что превратилась первоначальная закорючка.

В игру можно вдвоем, а можно пригласить больше участников. Если после десяти таких «ходов» к вам, наконец, вернется ваш листочек, будет забавно взглянуть на окончательный результат совместного творчества.

«Точки»

Для игры в точки понадобится листок бумаги в клеточку и две разноцветные ручки. Перед началом игры на листе размечаются границы игрового поля. Рекомендуется делать его размером не меньше 10 клеточек по вертикали и 10 по горизонтали. Затем играющие, делая ход, рисуют одну точку (на пересечении клеточек).

Если точки игрока окружают какой-то участок поля, то этот игрок обводит его и получает право сделать еще один ход. Если игрок смог обвести территорию соперника, то она переходит ему. Существует несколько вариаций игры в точки.

В некоторых соединяют точки строго вертикальными и горизонтальными линиями, а в других – можно проводить диагональные линии.

Побеждает тот, кто завоюет больше игрового поля. Во время игры, играющим нужно выстраивать стратегию так, чтобы не только самому захватить больше территории, но и помешать это сделать сопернику.

«Лабиринт»

Эта игра имеет некоторое сходство с игрой в точки. Для начала на обычном листе в клетку рисуются границы поля для игры. Оно может иметь форму квадрата или другой более сложной фигуры. Игроки ставят черточки длинною в одну клеточку.

Черточки могут располагаться по вертикали и по горизонтали. У каждого играющего свой цвет ручки или карандаша. Если своей черточкой игрок смог закрыть квадрат (клетку), то он закрашивает ее своим цветом и получает право на еще один дополнительный ход.

Выигрывает тот игрок, у которого оказалось больше закрашенных квадратов.

«Быки и коровы»

По правилам игры каждый играющий загадывает любое число из четырех цифр. При этом цифры в нем не должны повторяться.

Побеждает в игре тот, кто первым сможет угадать число, которое задумал соперник. Для этого каждый игрок, делая свой ход, также говорит какое-то четырехзначное число. При этом, если цифры в названом и задуманном числах совпадают – игрок должен говорить: «Корова». А если цифра называемого числа не только есть в загаданном, но и расположена в том же порядке, игрок говорит: «Бык».

Например, загаданное число 1234, игрок, который угадывает его, назвал число 1475. Первый играющий говорит: «Один бык и одна корова». Потому что цифры 1 и 4 угаданы правильно при этом цифра 1 стоит на своем месте. Ходят игроки по очереди. Для того чтобы не запутаться, результаты ходов нужно записывать.

«Крестики-нолики»

Самая известная и популярная игра на бумаге. Для начала чертится игровое поле (три клеточки по горизонтали и три клеточки по вертикали). Затем, делая ход, игроки ставят в свободную клетку по одному знаку «крестик» или «нолик» (один игрок ставит только крестики, второй только нолики).

Победитель тот, кто выстроит линию из своих знаков первый. Если простые «Крестики-нолики» ребенку надоели, игру можно сделать немного сложнее. Например, расширить игровое поле, сделать его пять на пять клеток. Или можно сделать игровое поле трехмерным. Для этого нужно нарисовать куб, а каждую его видимую грань сделать игровым полем. Всего их будет три. Правила игры остаются прежними. А выиграет тот, кто первым соберет линию из своих знаков на любой из сторон куба.

«Тройка»

Тройка – это скорее словесная игра, очень похожая на классические «Крестики-нолики», но в клеточки вписываются не цифры, а буквы.

Для этой игры чертится поле минимум три на три клетки. Игроки, делая ход, вписывают по одной букве в любую клетку поля.

В одном варианте игры, побеждает тот, кто сможет первым написать по вертикали, диагонали или горизонтали слово, состоящее из трех букв. В другом варианте победитель тот, кто сможет написать больше слов. Эту игру можно немного усложнить, увеличив игровое поле. Тогда нужно будет вписывать в клетки более длинные слова.

«Виселица»

Это развлечение также относится к наиболее распространенным и популярным играм на бумаге на двоих. Играют в нее вдвоем. Первый игрок загадывает второму слово (имя существительное) и рисует на бумаге столько пустых клеточек, сколько букв в загаданном слове.

Второй игрок по буквам отгадывает загаданное слово. Если буква угадана верное, то первый игрок вписывает ее в соответствующую клетку, если нет – то рядом со словом начинает вырисовываться (все тем же первым игроком) схема виселицы. Один неверных ход (неправильно названная буква) – одна черточка схемы.

Если второй игрок успевает отгадать слово, пока виселица не будет закончена, он победил, если нет – проиграл. Затем игроки меняются.

Вместо заключения

Кто-то считает, что игры на бумаге – прошлый век, что в наше время технического прогресса они утратили свою актуальность. Но это не так. Ведь каждый может оказаться в ситуации, когда использование современных гаджетов невозможно, а для того, чтобы развлечь детей есть только ручка и листок бумаги.

Чем занять ребенка? 13 игр на листе бумаги: со словами и картинками

Игры в дороге: для тех, кто учится читать, и не только.

Женя Кац автор игровой методики обучения математике

Часто бывает, что мы с детьми оказываемся где-то в скучном месте, и, как назло, нечем заняться: нет ни книжки, ни мячика, ни игрушек. Зато есть тетрадка и карандаши или обыкновенная шариковая ручка. А может быть, этого достаточно для игр?

Итак, что можно придумать с листом бумаги?

Читать еще:  Правила прикорма при искусственном кормлении

Из бумаги можно сложить самолетики и запускать их — даже сидя в очереди в поликлинике! И даже в вагоне поезда! (Согласитесь, это куда лучше, чем утихомиривать драки и капризы и слушать непрерывное нытье.)

А еще можно сложить кораблики и поиграть ими. Например, расставить кораблики на столе и дуть на них. Можно сложить лист бумаги гармошкой и сделать веер — многим детям нравится аккуратно складывать бумагу и раскрашивать свои самодельные веера.

Еще можно сложить бумагу несколько раз — и вырезать ажурную снежинку. Из плотной бумаги получаются отличные воронки для пересыпания песка или крупы, а если скатать лист и склеить из него трубу, то можно сделать для игры подзорную трубу и даже бинокль.

А во что еще можно играть на листе бумаги?

Половинки. Каждый игрок задумывает картинку, но рисует ее не всю, а только половинку. Потом игроки обмениваются листами и дорисовывают. Иногда получаются очень смешные картинки, например, один хотел нарисовать очки, и на его листе были два кружочка, а из них были созданы вишенки или колеса машины.

Дорисовки. Каждый рисует на листе какую-нибудь закорючку, потом все меняются листочками и другим цветом дорисовывают картинку так, чтобы получилось что-то осмысленное.

Поиски клада по карте квартиры. Для этой игры вам понадобится нарисовать план или карту своей квартиры или двора. После этого можно приступать к самой игре. Обозначим на карте место, где спрятан клад, и то место, где мы стоим, — и можно приступать к поискам! Детей подобные игры очень увлекают!

Поиски клада по серии записок. А для тех, кто только учится читать, можно устроить поиски клада — например, красиво завернутых орешков или изюминок — по запискам. В записках может быть написано: “на столе”, “в кухне на табуретке”, “у мамы в ботинке”, “в коляске у куклы”.

Каркас. Расскажите ребенку, что раньше люди записывали не все буквы слова, а только согласные, и до сих пор есть языки, в которых согласные буквы пишут, а гласные иногда пишут сверху, а иногда — и вовсе пропускают. Попробуйте придумать, сколькими способами можно бы было прочитать слово БР, если бы в русском языке тоже писали только согласные. (Бор, бур, бар, убор, буря, бра, Боря, бюро.) А потом попробуйте взять любой другой каркас — и придумывайте по очереди разные слова, где эти согласные встречаются именно в такой последовательности.

Можно добавлять к каркасу буквы спереди, сзади, в середине.

Например, каркас — СЛ:

Каркас может состоять и из гласных, например ООО:

  • МОлОкО
  • МОлОтОк
  • ЗОлОтО
  • ОлОвО
  • КОрОлевствО
  • ОкОрОк
  • ПОрОшОк
  • ГОрОдОк
  • КОрОмыслО
  • КОлОвОрот
  • ОстОрОжность

Наборщик. В эту игру можно играть всей семьей, с друзьями, в классе. Выбираем длинное слово, пишем его сверху на каждом листочке, и потом из букв этого слова составляем короткие слова. Удобнее выписывать слова столбиками — из 4 букв, из 5 букв, из 6 букв, из 7 и более. Как правило, играют на время — 10 или 15 минут. После игры каждый зачитывает свой список получившихся слов.

Есть несколько вариантов подсчета очков. Можно вычеркивать все слова, которые встретились больше, чем у одного. А можно считать и хитрее: если слово написали в свои списки все игроки, то все это слово вычеркивают, если слово встретилось у всех, кроме одного, — то индекс 1, если у всех, кроме двоих, — индекс 2, и потом умножают число букв на индекс при слове — и получают суммы. Таким образом учитываются и те, кто придумывает мало редких слов, и те, кто пишет много частых слов.

Например, возьмем слово “Ромашка”.

Выписывать будем, как и в других словесных играх, только существительные в именительном падеже, в единственном числе и договоримся, что слова в буквы мы не берем (в примере выписаны, разумеется, далеко не все слова — это скорее просто образец удобной записи игры).

3 4 5
КОМ аРКа МОШКа КОШМаР
РОМ КОРа КОРМа МОШКаРа
МОР КОМа КОМаР
РОК КаШа РаМКа
ШОК МРаК МаРКа
МаК ШРаМ КОШМа
РаК ШаРМ
аКР МаРШ
ОРК ОМаР
ШаР РаКа
МаШ КРОШ
РаМа
КаРа
КОРМ

Крестики-нолики. Классическая игра, которую, впрочем, теперь знают уже не все. Самые простые крестики-нолики — на квадратном поле три на три. А вот более сложный вариант — на большом листе в клеточку, где нужно поставить 5 крестиков или 5 ноликов в ряд, по вертикали, горизонтали или диагонали. Если противник поставил три крестика в ряд, то уже пора “закрывать” этот ряд своим ноликом с любой стороны.

Города. Эта игра хороша и без бумаги, на слух: один говорит “Москва”, второй придумывает город или страну, чье название начинается на последнюю букву предыдущего слова. Например, МосквА — АшхабаД — ДаниЯ — ЯпониЯ — Ямайка. Аналогично можно играть и просто в слова, а не только в города. Заодно детям легче будет запомнить правописание слов — особенно если вы вдоволь насмеетесь над такими курьезами:

— Слушай внимательно, на какую букву кончается слово “окно”?
— На букву “О”! Сейчас придумаю. “Одмерал”!
— Боречка, “адмирал”!
— Ну, тогда “окодемек”!

Морской бой. Эта игра помогает детям разобраться с координатами по вертикали и по горизонтали, а также приучает логически мыслить и рассуждать. Думаю, правила родители еще помнят и сами! Можно играть на листочке бумаги, а можно купить коробку с пластиковыми чемоданчиками и фишками-корабликами — многим детям так проще, чем аккуратно записывать все на листочке.

Зашифрованные письма и удивительные сказки. Когда дети уже умеют писать и читать, им нравится расшифровывать секретные записки, где для каждой буквы есть свое обозначение — например, цифра или маленькая картинка.

А можно говорить на секретном языке — например, как Тофсла и Вифсла в сказке про Муми-тролля. Я-сла пошла-сла в мага-зин-сла. Скоро-сла приду-сла!

А можно добавлять “секретный слог” после каждого слога, а не только в конце слова: Тя-па-тя-па, Тя-па-тя-па, на-па-ши-па се-па-ти-па при-па-та-па-щи-па-ли-па мер-па-тве-па-ца-па!”

А теперь попробуйте угадать, что это за сказка: “По Де Ре. Вы ре бо-пребо. Ста Де ре из зе тя. Тя-потя — вы не мо. По Де Ба. Ба за де, Де за Ре, тя-потя — вы не мо!”

А сможете ли вы в том же стиле рассказать сказку про Курочку Рябу?

Лоскутное одеяло. Рисуем на бумаге в клеточку поле для игры 4 на 5 клеток (сторона каждой клетки 1 см). За один ход каждый игрок должен заштриховать одну клеточку своим цветом. Надо стараться, чтобы клеточки одного цвета были как можно дальше друг от друга. В ходе игры под игровым полем рисуют столько палочек, сколько заштриховано этим карандашом соседних клеточек. Соседними считаются клеточки, имеющие общую сторону или расположенные наискосок друг от друга. Выигрывает тот, у кого в конце игры меньше палочек.

Мостики. В ходе игры каждый из игроков старается построить мост с одного своего берега на другой. У Красного — красные берега и крестики в качестве камней, у Зеленого — зеленые берега и нолики. Игру можно начинать в любой точке поля. За один ход игрок может соединить два своих соседних камня вертикальным или горизонтальным мостиком. Красные и зеленые мосты пересекаться не должны. Выигрывает тот, кто построит непрерывный мост с одного своего берега на другой.

Эрудит. Известная игра, именуемая также “скрабл”, когда нужно из отдельных букв составлять слова и выставлять их на поле по определенным правилам. Многие дети с удовольствием играют в подобные игры уже в младшей школе!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]