Невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение
Как распознать синдром рассеянного внимания у детей и что с этим можно сделать?
В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше. Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?
Признаки синдрома рассеянного внимания
Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.
Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:
- при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
- у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
- налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
- он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
- склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
- ему сложно соблюдать требования и правила;
- он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
- практически никогда такой малыш не завершает начатого;
- рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
- непослушен, часто делает все назло, шумит;
- характеризуется повышенной тревожностью;
- ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
- двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
- ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
- такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
- малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
- такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
- стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
- зачастую имеет сложности с письмом.
Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.
Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.
Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.
Почему страдает внимание?
Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.
- Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
- Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
- Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
- Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
- Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
- Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
- Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
- Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.
Почему возникает заболевание?
Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.
- Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
- Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
- Резус-конфликт во время беременности.
- Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
- Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
- Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
- Черепно-мозговая травма ребенка.
- Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
- Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).
Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.
Как лечить?
Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.
Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.
Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?
К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.
Что нужно делать?
Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.
Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.
- Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
- Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
- Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
- Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
- Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
- За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
- Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
- Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
- Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
- Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.
Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.
Причины рассеянного внимания у детей
В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.
В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.
Симптомы рассеянного внимания
Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.
Рассеянность приводит к проблемам в учебе
Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.
Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.
Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.
Определение рассеянности и ее причины
Причины невнимательности
Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.
Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.
Методы воспитания
Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.
Режим дня
Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.
Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня
Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.
Возраст
Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.
У подростков рассеянность провоцируют гаджеты
Особенности физиологии
Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.
Расстройства психики
Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.
Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.
Защитная реакция
Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.
Нехватка витаминов в организме
Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.
Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему
Отсутствие интереса
Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.
Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание
Генетически заложенные факторы
Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.
Способы устранения СДВ
Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.
Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.
У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.
Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.
Пазлы учат концентрировать внмиание
С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.
Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.
Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.
Невнимательный ребёнок: как ему помочь?
Нередки случаи, когда внимание у ребёнка совсем рассеянное: то он забывает записать задание на дом, то не помнит, во сколько завтра начинаются уроки, то не взял тетрадки или учебники.
Как помочь ребёнку не сидеть по нескольку часов над домашним заданием, задумывается не один родитель. Делать замечания – не помогает, повторять по много раз одно и то же – просто устаёшь. Нужно найти какой-нибудь метод, как самостоятельно развить внимательность у ребёнка. Все подсказки – в нашей статье.
Почему дети рассеянные и невнимательные: 6 причин
Заметить, что у малыша рассеянное внимание, можно ещё в детском саду. Он не играет подолгу ни в одну игру, ему вообще неинтересны занятия, требующие усидчивости: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов или мозаики.
Но родители обращают внимание, что их ребёнок неусидчивый и невнимательный, только в школе.
Что же делать, когда начинает страдать успеваемость ученика?
Прежде всего, нужно определить истоки детской рассеянности:
- Синдром рассеянного внимания обычно идет рука об руку с гиперактивностью. В научной среде для такого состояния существует краткая аббревиатура: СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Те детки, кому ставят такой диагноз, очень подвижные. Им на самом деле сложно превозмочь себя и сконцентрироваться на каком-нибудь занятии. Они постоянно отвлекаются по любому поводу. Если диагноз поставлен, то нужно обязательно принимать корректирующие меры, чтобы не дать симптомам усилиться со временем. Чем позже начинается лечение, тем сложнее его применять.
- Иногда родители сами провоцируют развитие невнимательности у своего чада, задаривая его игрушками. Из-за того, что всякий раз у малыша появляется новое увлечение, ему нет нужды запоминать и увлекаться чем-то определённым. Таким образом, не происходит тренировки памяти, и кроха становится рассеянным. Как развить внимательность у ребёнка в таком случае? Очень просто: перестаньте покупать всё новые и новые игрушки своему баловню, несмотря на безграничную любовь к нему.
- Если ваш малыш часто болеет простудными и вирусными заболеваниями, его общему состоянию не позавидуешь. Мало того, что все силы тратятся на борьбу с болезнями, так ещё сказывается недостаток кислорода, движения и солнечного света. Ведь не пойдет же гулять простуженный ребёнок! От этого страдает концентрация внимания, и ученик становится рассеянным, даже если дома ничто не отвлекает его от занятий.
- Обстановка дома определённо влияет на способность ребёнка сосредотачиваться на учебе. Когда в маленькой квартире живут родители, дети, бабушки с дедушками, о тишине приходится только мечтать. Второй случай – это когда взрослые постоянно скандалят. Психика ребёнка становится неустойчивой, он ожидает внезапных громких звуков и привык прислушиваться к окружающей обстановке. То есть, полной сосредоточенности на работе не бывает никогда.
- Ещё один фактор, негативно влияющий на способность малыша к концентрации внимания, это чрезмерная загруженность. Амбициозные родители желают, чтобы их отпрыск был самым успешным, самым одарённым и так далее. Исходя из своих эгоистических побуждений, они перекладывают нагрузку на хрупкие детские плечики. От ученика требуют отличных оценок в школе, его возят на развивающие занятия по языкам, или математике, или шахматам; а еще спортивные секции и обязательное чтение на ночь. Но любой ресурс не безграничный, и от постоянного напряжения сломается даже самый надёжный механизм. В случае детей первой страдает внимательность.
- Диаметрально противоположная ситуация – это когда школьник не успевает по учёбе, потому что не понимает, зачем вообще ему это надо. Родители, а потом и все взрослые, не имеют в его глазах авторитета. То, что ему пытаются втолковать о важности образования, он считает несущественным. Гораздо важнее для него общение с дворовой компанией или игра в онлайн-стрелялки. Здесь идёт речь не о рассеянном внимании, а об отсутствии мотивации для получения образования. Как только ребенок осознает, что ему это позарез необходимо, он преобразится на глазах.
Исходя из всего, что перечислено, становится ясным, что не всегда причиной детской забывчивости является врождённая болезнь.
Очень часто рассеянность становится результатом неправильного воспитания ребёнка.
А раз так, то наверняка есть рецепт, как бороться с невнимательностью.
Чего делать нельзя
Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.
Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.
Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.
Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.
Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности. В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!
Лекция, как наказание бессмысленна, потому что ребёнок встретит её в штыки.
Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.
Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться. Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста.
С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.
Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:
- Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
- Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).
Основные ошибки родителей
Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.
Что нельзя делать:
- ругать за невнимательность нельзя;
- насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
- нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
- самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
- заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.
Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.
Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.
Что поможет ребёнку стать внимательнее
Если вы замечаете у крохи чрезмерную подвижность, возбудимость вкупе с недостатком сосредоточенности, то сводите его к неврологу. Может, причина рассеянности кроется в СДВГ.
Ваше внимание к его жизни сделает малыша более уверенным в себе.
Хвалите его за успехи, участвуйте в выполнении домашних заданий (не делайте вместо него, а направляйте ход мысли). Научите ученика перепроверять свои работы. Присутствие родителя мобилизует концентрацию у ребёнка.
Организуйте комфортную атмосферу дома. На время выполнения домашней работы закрывайте дверь в комнату малыша или приглушайте звук телевизора. Также введите лимит времени на домашнюю работу, чтобы сидение за столом было продуктивным.
Мотивируйте чадо понемногу каждый день. Подойдут рассказы о ваших успехах на работе, связанные с тем, что вы хорошо учились; похвалы за успехи, дополнительные минуты пользования компьютером или деньги за прочитанные книги.
Снимите лишнюю нагрузку, если она есть. Синдром хронической усталости – не лучший спутник для малого ребёнка.
Также подойдут развивающие игры, которые тренируют память:
- шахматы – это альфа и омега хорошего запоминания;
- анаграммы – составляйте короткие слова из одного длинного;
- смешные стихи или любимые песни на память – отличная тренировка мозга;
- компьютерные картинки типа «Найди кота».
Заключение
Как видите, побороть рассеянность можно легко и весело. Главное – заниматься развитием памяти регулярно.
Любите своих деток, будьте к ним ближе, и тогда вы удивитесь их успехам!
Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей
Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки. Комплексное лечение, смысл медикаментозной терапии, работа психолога.
Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.
Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.
Общие признаки СРВ у детей
Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.
Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.
Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:
- Только отсутствие внимания;
- Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
- Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
- Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.
Причины возникновения синдрома
Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:
- Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
- Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
- Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
- Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
- Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
- Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.
Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.
Симптомы рассеянного внимания
Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:
- Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
- Неусидчивость и небрежность;
- Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
- Отсутствие самоконтроля;
- Ему сложно выполнять правила и инструкции;
- Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
- При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
- Рассеянность и частая потеря своих вещей;
- Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
- Склонность к тревогам;
- Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
- Нетерпеливость и навязчивость;
- Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
- Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
- Не может заканчивать начатое;
- Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.
Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.
Особенности диагностики СРВ
Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.
Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:
- Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
- Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
- Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
- Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.
Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:
- Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
- Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
- Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.
Методы лечения
Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.
Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.
Медикаментозный способ
Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!
Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).
Распорядок дня
Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.
Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.
Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.
Занятия с психологом
Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.
Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.
Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.
Родительский контроль
Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.
Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.
В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.
Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.
Профилактика проблемы во время беременности
О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.
Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.
С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.